Состоялась долгожданная экскурсия в Иерусалим. Она является субсидированной, на человека обошлась всего-навсего в 15 шек. Видимо, потому что цена слишком маленькая, из 12 человек, заранее сдавших деньги, в итоге поехало всего семеро. Тем не менее, за счет того, что с нами ехали соотечественники, живущие в соседнем Нацерете, наша группа насчитывала более 30 «туристов».
Честно говоря, город как город. Хотя и одно из его, как говорят, семидесяти имен, «золотой», золотых куполов в нём не так уж много, далеко не Москва. Да, город с давней историей. Но мало ли городов с давней историей почили в бозе? Был Ростов Великий, а сейчас он далеко не велик. Александрия, уж на что город был, а теперь? Всё преходяще. Иерусалим обязан своим долголетием религиям. Причём, как хороший игрок, сделавший ставку не на одну, а сразу на три! Всех заставил карабкаться по своим горам. Это сейчас на автобусе хорошо, а в давние времена пешочком – испытание то ещё было.
Повели первым делом на площадь (гору) Герцля, считающегося основоположником сионизма – идеи о своеобразном решении еврейского вопроса в Европе, заключающейся в том, что надо евреям создать собственное государство, в котором бы не было ни притеснений, ни погромов. О нём я уже как-то писал, тот ещё молодчик был, ничто человеческое было ему не чуждо, что только добавляет уважения создателям документального фильма про него – не стали создавать лубочную картинку, попытались рассказать о нём правдивую историю, без прикрас. Рядом расположены могилы премьер-министров и других многоуважаемых в молодом государстве людей. Честно говоря, поражает неэкономное использование земли, куда, интересно, с таким подходом они будут хоронить других высоких персон? Практически тут же находится военное мемориальное кладбище – образец справедливости, потому что и у генерала и у простого солдата могилы одинаковые.
Потом мы попали в музей Холокоста – «Яд Вашем». Несколько раз с трудом сдерживался, чтобы не заплакать. Фотографировать там нельзя, но и потом, выйдя, желания что-либо фотографировать не появилось. Это надо видеть. Каждому. Тем не менее, заинтересовался статистическими данными, которые мне там бросились в глаза. Например, до войны в СССР проживало более 3 миллионов евреев, после войны недосчитались миллиона. Евреи составляли 1,8% от населения. Значит, к началу войны население Союза составляло около 150 миллионов человек. То есть, каждый седьмой человек погиб на войне. Огромная цифра. Но хуже чем в СССР было в Польше – из 3 миллионов евреев, которые составляли почти 11% от населения, осталось лишь несколько десятков тысяч человек, т.е. практически все погибли.
Перед приходом Гитлера к власти в Германии количество евреев во всём мире оценивалось в 11 миллионов человек. 6 миллионов сгорело, чуть ли не большинство в буквальном смысле, в крематориях, в пламени войны. Сейчас численность евреев – 12 миллионов человек, из них только около 6 живёт в Израиле. То есть, слава богу, народ восстановился.
Покопался во всезнающем интернете, нашёл сайты переписей и вот что узнал о численности евреев в СССР и, теперь лишь, РФ:
1940 | 1945 | 1979 (т.ч.) | 1989 (т.ч.) | 2002 |
>3 млн | >2 млн | около 1762 | около 1378 | 233439 |
Судя по тому, что точность вычисления количества возрастает – сначала миллионы, потом тысячи, а теперь уже дошли до единиц – ценность этого народа в России растёт. В связи с этим, с нетерпением буду ожидать результатов переписи населения в октябре 2010 года. Боюсь, что всё ближе к тому анекдоту: в пустеющем аэропорту Одессы, появился плакат «Последний репатриант, не забудьте выключить свет!».
Изрядно подъуставши, направились к Стене плача. Безучастно прошли мимо выдолбленных прямо в горе, благо камень сравнительно мягкий, не знаю, как назвать, наверное, пещер, которые напомнили коверканные слова на русском-иврите – «купаться будем в яме, жить – в дыре». Дело в том, что «квартира» на иврите – произноситься «дира», а «море» - «ям». Устроились в кафешке рядом с «дорогой крови», той дорогой, по которой шёл на смерть Иисус - один еврейский мальчик, которому таки удалось стать богом. Хозяин выразил некоторое возмущение тем, что мы достали свои кулечки, контейнеры и термосы, чтобы поесть «своего». Но под напором нашего гида, воевавшего в Шестидневной войне, сдался и более не мешал нашей скромной трапезе. Честно говоря, мне его стало немного жалко и я, несмотря на дороговизну, потратил пару десятков шекелей в его кафе, купив фалафель и чашечку кофе. (Фалафель – национальное кушание израильтян, подобное пельменям для россиян и спагетти для итальянцев, представляет собой полую лепешку, внутрь которой накидывается хумус, помидоры, огурцы, лук, мясо и прочее, по желанию заказчика).
Стена плача ничем особым меня не поразила. Тем не менее, чувствуя окружающий со всех сторон религиозный пыл, не быть же белой вороной, подошёл и даже засунул записку со своим благим пожеланием.
По дороге назад пели песни и на иврите, и на русском и, даже Ширли, наша сокурсница из Колумбии, исполнила куплет «Бе сама муче» на испанском. Короче, всё прошло хорошо, никого не потеряли, никого даже долго не ждали. Организованно и даже деловито.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьИМХО Насчет фалафиля Вы ошибаетесь. В Фалафиле нет мяса.
ОтветитьУдалить"...полую лепешку, внутрь которой накидывается хумус, помидоры, огурцы, лук, МЯСО и прочее..."
Ну не знаю, не знаю... Мясо? В питу с фалафилем?
конечно, ошибаюсь. есть новая версия: фалафиль - обжаренная приправа, скатанная в шарик. кладут несколько штук.
ОтветитьУдалитьНасколько я знаю, фалафиль делуют из нута, как и хумус.
ОтветитьУдалитьЯ как-то хотел добавить хумуса в питу с фалафилем, но мне сказали, что так не делается. )))
Фалафель это горох с одноименным названием, перемолотый с добавлением приправ и обжаренный в кипящем масле.
ОтветитьУдалитьДа какая разница, что есть фалафель, когда такая тема серьезная в посте?!
ОтветитьУдалить