суббота, 13 марта 2010 г.

48. Ай да мудрецы!

Стало настолько тепло, что появились первые комары. Удивительно, зачем они здесь?

Накануне шабата тут везде – на улицах, у магазинов – пристают «шляпники» (религиозные люди) с просьбой, обращенной ко мне, начать носить… забыл, как называется, коробочка с листочками из Торы. Многие обращаются по-русски. Стойко отвечаю отказом, а они не унимаются до тех пор, пока не выясняют, что мама у меня русская, а не еврейка. Как хорошо, что этого достаточно, чтобы эти своеобразные атаки на мой закоренелый атеизм захлебывались.

Но некоторые вещи, связанные с Торой, довольно таки интересны. Например, тут по местному телевидению смотрел передачу «Евреи и деньги». Многое из того, чтобы было в истории становится понятным.

Например, тот факт, который описан и в Торе так же, что евреи при выходе из Египта унесли с собою столько золота и серебра, что, как описывается, каждая семья сопровождалась носильщиками этого добра в количестве 90 человек. Более того, эта история получила свое продолжение в последующем – когда Александр Македонский захватил Палестину, египтяне потребовали от него суда над евреями с требованием вернуть унесенные богатства. Долго не могли еврейские мудрецы решить, кому выпадет честь защищать сторону своего народа на этом суде, но явился к ним как-то простолюдин и попросился в «адвокаты», убедив мудрецов тем, что они не рискуют своей честью – если он е справится – так что ж взять с простолюдина, а если «выиграет дело», то всегда можно заявить, что дело такое пустяковое, что даже простолюдин с ним справиться, не стоило и «огород городить». Ладно, на том и порешили. На суде простолюдин уточнил у египтян, на основании какого источника выдвигают они претензии и, услышав ответ «На свидетельствах Торы», спросил, можно ли на этих же свидетельствах и защищаться ему? Таким образом определившись с доказательной базой, он приступил к защите и обратил внимание на то, что в этом же источнике говорится, что Египет покинули 600 мужей (и семей их), которые находились 400 лет в плену египетском, работая без жалования на положении рабов. После этого он попросил вычислить, сколько же должны были заплатить египтяне евреям за проделанную работу, исходя из минимальной оплаты труда. Математики Александра справились с задачей и очевидно стало, что египтяне не только не могут претендовать на вывезенное тогда, да еще и должны остались.

Красиво, не правда ли?

И еще одно удивившее меня обстоятельство почерпнул из передачи той же. Оказывается, Тора запрещает еврею давать деньги еврею под проценты. Не еврею можно, а еврею нельзя. Вот оказывается, откуда миф о том, что еврей еврею всегда поможет, с чем по жизни я не сталкивался – напротив, если видят, что еврей глуп или не усерден, стараются его «завалить», например, на экзамене. И со мной так было и сам я так же поступал. Другое дело, что человеку нечего кушать или не во что одеться – тут, пожалуйста, благотворительность тут в почете. И второе историческое «недоразумение» прослеживается - обвинение евреев в том, что они ростовщики-кровопийцы. На самом деле, если почитать источники, то можно выяснить, максимальные проценты чуть ли за всю историю до 20 века у евреев не превышали 16% годовых, тогда как даже у Достоевского в «Преступлении и наказании» бабушка, последствии зарубленная, ссужал под 80% годовых. Просто две причины вызывали озлобление – 1) зависть – евреям без процентов, а нам под проценты. 2) невежество – дело в том, что еврейские мальчики, обязанные знать Тору, а во время ее изучения, заодно учившие и элементарную арифметик, когда вырастали, оставались грамотными и могли оперировать такой «сложной штукой» как сложный процент – понятно же, что 1% в месяц это не 12 % в год!

А еще, из-за того, что по Торе считается тяжким грехом обмануть человека в денежных вопросах – не перед судом людским, а перед Высшим отвечать придется – я заметил, что тут сдачу можно не считать, всё будет тютелька-в-тютельку. Если что-то непонятно, пересчитают несколько раз, не обращая внимание что очередь. Да и люди в очереди все терпеливы и с пониманием относятся к таким моментам.

Это всё хорошо, скажет внимательный и вдумчивый читатель, а как же быть с кредитами? И тут самая интересная «фишка». Не запрещено по Торе давать деньги компаньону и претендовать на часть прибыли от оборота! Получается, что банк, давая кредит, рассматривает заемщика в качестве компаньона и на этом основании претендует на возврат денег с процентами!

Давно как-то, в «Клубе путешественников» был сюжет про Биробиджан. Спрашивают у раввина, а если надо ехать куда-то в субботу, так и не едете? Если очень надо, едем – под сидение автомобиля кладем канистру с водой и едем – по воде Тора не запрещает передвигаться в субботу.

Ну, что тут скажешь? Есть закон, а есть его толкование.

Комментариев нет:

Отправить комментарий