среда, 10 марта 2010 г.

45. «Дедовщинкой» попахивает.

Сегодня вместо последнего урока у нас была лекция психолога о проблеме подростковой наркомании и алкоголизма. Начала она с того, что представилась - в России была школьным психологом, здесь начинала психологом на полставки при еврейском агентстве, а теперь, вот уже 3 года – на вольных хлебах.

Вообще я заметил, что прожившие 10 лет и более в Израиле очень большое внимание уделяют словам о том, с чего они начинали здесь свою трудовую деятельность. Это касается и тех случаев, с которыми я здесь сталкивался, справедливо это и для других контактов – тех, что были еще на семинарах для будущих репатриантов. Такое впечатление, что они считают своим долгом подчеркнуть, как им нелегко было в первое время. Либо набивают себе тем самым цену, либо просто стращают. И то и другое не вызывает лично у меня пиетета, напротив, настораживает и отталкивает.

Но вернемся к психологу. После ее вступления я сразу задумался, в чем же ее «профит» сегодняшнего выступления. Оказалось все очень просто – это первое занятие для желающих бесплатное, последующие 8 лекций будут платными для аудитории минимум в 8 человек. Но это стало ясным только к концу часа.

После своего представления она перешла к вопросам типа «как вы себя здесь сейчас чувствуете и что мешает вам здесь себя чувствовать как дома?». Народ начал проявлять активность в духе мозгового штурма. Я то уже догадался, к чему она клонит – все зависит от твоего отношения, твоей готовности преодолевать трудности. Но последующий ее пассаж привел меня в изумление. Показала бутылку с водой и говорит «что это?». «Бутылка, вода…» - начало раздаваться вокруг. «Нет, а глубже?» - не унималась она. «Пластик, пластмасса!» - предлагали люди, попытавшиеся заглянуть поглубже. «Нет, еще глубже, не на материальном – на ментальном уровне!». Господи, подумал я, не хватает здесь еще выйти в астрал и предложил вариант – «это плохой человек, ставший после реинкарнации бутылкой»! Честно говоря, я тем самым расхулиганился. В итоге оказалось, что она добивалась слова «идея», прям «вначале было слово»! Добившись этого волшебного слова она сосредоточила своё дальнейшее повествование о проблемах репатриантов, основанных на крушении иллюзий, на конфликте ожидаемого с точки зрения заложенного предыдущим воспитанием менталитета с реальным, да еще и в условиях несколько других представлений о нормах поведения в обществе.

И я было уж совсем приготовился начать ерничать и хулиганить со всё возрастающей силой, как тут она начала рисовать графики изменения эмоционального состояния взрослого и тут же аналогично для ребенка. Мне понравилось. Не знаю, ее ли это наработка, но, тем не менее, она ее презентовала грамотно и потому уже не важно авторство. Меня вообще с моим «менталитетом академии управления» вдохновляют люди, умеющие графически и потому лаконично и, тем не менее, выпукло сопроводить разворачивание своей мысли на публике.

На ее графике эмоциональное состояние выглядело в виде синусоиды (простейший прием, подобный покупке дикарей за стеклянные бусы), точно так же менялось и моё отношение к ней по ходу лекции, т.к. сразу после интуитивно понятного графика она показала таблицу, типа статистическую, о процентном соотношении подростков, употребляющих алкоголь. И уж эта таблица не выдерживала в моих глазах никакой критики. Там было типа три категории – «бедуины», «арабы» и «олимы» (олимы – новые репатрианты). У первых 2%, у вторых – 7, у третьих 76%. Процентное соотношение «употреблявших» алкоголь. Причем, она сказала, что это спрашивали на улице, примерно так – «Употреблял ли ты алкоголь?». Не знаю, как вы, но я в 16 лет помню на Новый год напился так, что мама не горюй. И потом, а где категория просто «израильтяне» и почему надо сравнивать вполне европейских подростков с представителями культуры, в которой распитие спиртосодержащих напитков противоречит с господствующей религией? Короче, всё шито белыми нитками.

Надо отдать ей должное, завершила она свою лекцию ровно через час, как и обещала, закончив ее призывом записываться в группу по изучению проблем с подростками. Потом выяснилось, что участие в работе этой группы будет для нас бесплатным – оплачивает соответствующее ведомство, озабоченное тем, что Израиль вышел на второе место в мире по подростковому алкоголизму. Тут-то дело и пошло веселее. Но меня уже там не было.

Но я бы сказал, что эта лекция высветило одно из противоречий в здешнем обществе – некоторую конфронтацию между «опытными» и «зелеными» репатриантами. Этот менторский тон, эта склонность поучать и делиться своим опытом обретения заново профессией тут просматривается во многих мелочах. Всё это подобно некоторой дедовщины. Ну да ладно, не вечно нам в «салагах» ходить – и мы станем «дедами»! Только, надеюсь, постараемся не так откровенно «шить дело».

2 комментария:

  1. Через 10 лет будешь говорить с новоприбывшими так :

    Видишь это дерево - это я его посадил !
    Видишь этот дом - это я его построил !
    Видишь Мертвое море - это я его убил !

    ОтветитьУдалить
  2. если будет кому говорить. а то из 1.7 млн евреев в РФ осталось лишь 0.2

    ОтветитьУдалить