пятница, 25 июня 2010 г.

127. Русский призрак

Да, первым эмигрантам из СССР, возможно, было тяжелее. Во всяком случае, многие это стараются подчеркнуть в своих воспоминаниях. Я бы сказал, даже бравируют этим.

Не было сравнительно развитой русскоязычной инфраструктуры, не были развиты многие из институтов абсорбции. И, кроме того, была определенная безысходность – ведь люди, приехавшие на ПМЖ (постоянное место жительства), теряли гражданство. И это ощущение, что нет обратного пути, нельзя, как говорят программисты, «произвести откат» - всё это оптимизма не добавляло.

Если говорить о большой алие («алия» - приезд репатриантов) 90-х годов, то тут тоже было не так сравнительно хорошо, как сейчас. Можете представить себе, что за очень короткий период, 1-2 года, население, например вашего города (это для сравнения - кстати, можно выбрать и деревню или даже микрорайон или, в конце концов, многоэтажку, кому что удобнее) увеличилось на 20 процентов. Где было 5, там стало 6 человек. Им надо где-то жить, что-то есть, нужна работа, сады, школы. В общем, действительно, проблем «выше крыши».

И, посмотрите, получилось. Да, с трудностями, да с проблемами, но – получилось! (Честно говоря, слова слишком просты, чтобы выразить состояние людей, попавших в те времена. Просто написать «проблемы». Но, на самом деле, больше подходит нелитературное слово - «жопа».)

Когда пытаюсь сравнивать их абсорбцию со своей, то понимаю, что на самом деле, они действительно герои. Не все, конечно, а, что называется в массе, своим своеобразным коллективом. Как везде, всего было понемногу – и героев, и трусов, и предателей. Но все плохое забылось, а подвиг, что называется, врезался в память.

Вообще, это был, по рассказам, грандиозный ветер - ветер, который переносит людей, как песчинки. «Ветер перемен» - примерно в это время была популярна такая песня В.Цоя. Кто-то ехал, что называется, по идеологическим соображениям – строить еврейское государство, где ни в кого не тыкают пальцем, потому что евреи все; кто-то по размышлениям обывательским, подобным моим, - из-за детей, но очень много было и таких, кто приехал, потому что «все поехали и я поехал». Можете себе представить пропорцию тех и других – кто по соображениям каким-либо, а кто просто «за компанию»? будет что-то, напоминающее кривую нормального закона распределения (я уже о нем писал выше). А ведь были еще и такие, кто бежал по причине нависших криминальных или, можно сказать, наоборот, судебных разборок…

Так что, действительно, вначале было слово, идеология… И поднялся ветер, и поднял он волну, и около миллиона людей перенесло с одного места на другое. Интересно, в темные века, в эпоху больших переселений, о каких количествах и о каких сроках шла речь? Боюсь, что прецедентов, подобных этому, в истории не было.

Думаю, что и для страны та алия, ее тут так и называют – большая русская алия - была мощным ударом, последствия которого еще не все проявились.

Большинство сходится во мнении, что репатрианты из бывшего СССР были хорошо образованными. Даже по формальному признаку это так – чуть ли не под 70% переместившихся лиц имели высшее образование. Кстати, много было врачей. Чтобы как-то упорядочить спрос и предложение на рынке труда в медицине, срочно были введены правила, ужесточающие входные требования по языку для медиков. В результате, только немногие перешагнули эти воздвигнутые, как все ругаются, бюрократами барьеры. Этих «немногих» было столько, что сейчас каждый третий врач в Израиле русскоговорящий! Примерно сейчас, спустя 20 лет, они начинают выходить на пенсию. Они приезжали с опытом, примерно одного и того же возраста. Сейчас все кричат «караул», нам нужны врачи! Вот пример отложенного последствия той большой алии. Причем, пример масштаба целой отрасли экономики. То был «бумеранг» - запущенный 20 лет назад, он только сейчас возвращается.

Интересно, почему наши правители не думают о таких вот бумерангах? Как-то смотрел передачу одну. Профессор экономики в интервью по поводу экономических кризисов на вопрос журналиста «Если, как вы говорите, кризисы цикличны, а, значит, предсказуемы, почему к ним не готовятся заранее?» ответил «30 лет. Политики у власти так долго не находятся, процессы, запущенные при одном правительстве, придется «расхлебывать» всегда другим». От себя добавлю – поэтому есть популярные правительства и «не очень». Ассенизация популярности не добавляет.

Есть более интересные «бумеранги» той алии. До того момента «плавильный котел» страны справлялся – новые репатрианты, потихоньку прибывающие из разных стран, не спеша, сравнительно медленно, но неотвратимо учили язык, их дети вырастали уже в своей стране, становились израильтянами. Появились русские. Много русских. Они стали говорить «скорее, я их научу русскому, чем они заставят меня говорить на иврите»! От слов перешли к делу – стали создавать свои предприятия. Сначала в сфере обслуживания, т.е. там где быстрый производственный цикл, быстрый оборот. Между прочим, если у вас в потенциале такой спрос – помните, 20% рынка (!!!), и, что самое главное, у этого сегмента рынка ярко выраженная лояльность (если они раз побывали у вас, то к вам же придут и потом и будут приходить постоянно – куда им деваться, они же русский язык только знают), то успех вашего предприятия гарантирован. У вас в таких условиях оказывается огромное конкурентное преимущество. Сейчас можно говорить, что есть все признаки параллельных экономик – помните, как в России говорили, есть экономика реальная, а есть теневая. Так вот, в Израиле запросто можно говорить о русской экономике (в смысле русскоязычной, но тут все народности бывшего СССР не стесняются «русскости», язык объединяет). Дальше - больше. Появились политические партии, для которых русская община это серьезная часть электората. Итак, экономика, политика. Что будет дальше? Образование. В некоторых учебных заведениях уже началось – частично или полностью преподавание на русском языке… Устал. На самом деле, признаков надвигающегося бумеранга можно перечислять и дальше.

Перефразируя Маркса – «Русский призрак ходит по Израилю».

2 комментария:

  1. Привет Львович, а можно поподробнее о преподавании на русском языке в Израиле. А то в/на Украине, Эстониях с Латвиями и других бывш республиках СССР образование на русском языке изничтожаетсся с максимально возможной скоростью, а в Израиле решили начать. Как говорил Станиславский своим друзьям Немировичу и Данченко: "Не верю":) Расскажи, если не трудно

    ОтветитьУдалить
  2. твой вопрос подвиг меня на возврат к, казалось бы, закрытой теме. спасибо.
    ответ на твой вопрос - в №129

    ОтветитьУдалить