понедельник, 21 июня 2010 г.

124. Учитель – рабочий.

Жене как-то неожиданно пришло понимание того, что теперь, на каникулах, когда все дети дома и, соответственно, едят больше, необходимо трать больше на покупку продуктов. А мы как раз в этом месяце проводим эксперимент по бюджетированию расходов. Это означает, что мы перешли от фиксации текущих расходов во время покупок к определению предельной суммы по нескольким консолидированным статьям, таким как продукты, покупки, досуг, платежи и инвестиции. Самые простые статьи в этом списке – две последние, так как снимаются, как правило, с банковского счета безакцептно, т.е. без нашего ежемесячного волеизъявления. Формально, за эти расходы отвечаю я. Маме же выпала более тяжелая доля – выданные ей в начале месяца деньги она должна по возможности равномерно распределить так, чтобы их хватило до следующего транша пособия.

Перечитал и ужаснулся – о чем это я говорю столь высоким профессиональным языком, всего-навсего о семейном бюджете! Прошу прощения, но так действительно удобнее. Проблема в другом – мало кто мыслит и считает свой бюджет в России таким образом. Там всегда есть друзья, родственники, которые могут выручить, у которых можно занять денег до получки. Тут же этот номер, боюсь, не пройдет.

Вчера была лекция одного доктора психологии, он в Израиле уже 20 лет, но, так как все это время он, в основном, работает с репатриантами, то все проблемы ему знакомы и все время свой опыт остается актуализированным. Так, из двух часов его монолога 1,5 часа он говорил о том, что не надо обманываться по поводу идеологических выдумок про «репатриацию» (воссоединение, возвращение на историческую родину и т.д.), это «эмиграция», со всеми вытекающими из этого последствиями. Это другой мир, и он заставляет играть по своим правилам. Первое, что надо сделать – забыть, кем ты был, потому что твоя жизнь началась сначала. Бессмысленно надеяться, что утраченное тобою положение будет быстро восстановлено на новом месте – необходимы годы. Поэтому представителям рабочих профессий легче – им нечего терять. Вот мне надо быстренько заняться снова этим ремеслом… А пока держаться на жестко заданном бюджете.

Рассуждения про простоту работы учителя натолкнули меня на последующие рассуждения.

Между прочим, в образовании учитель - это простой рабочий. Именно поэтому можно забыть про необходимость всеобщего уважения к этой профессии. Ничего особенного. Работа есть работа, пусть и с небольшими особенностями. Ведь одно дело, когда образование было не массовым и каждый умелый ремесленник в области образования рассматривался, как некий маг, умеющий вызвать, правда и тогда, далеко не у всех, интерес к своему предмету, когда один учитель приходился, наверное на несколько десятков тысяч человек и был, по существу, чуть более редким нежели просто грамотный, умеющий читать и писать, человеком. Теперь всё по-другому – своей способностью уметь читать и вычленять главную мысль в прочитанном никого не удивишь; таких, пусть и не все, но чуть ли не большинство. Учителей стало столько, что это чуть ли не самая распространенная профессия. А, между прочим, закон перерастания количества в качество и закон изменения цены в зависимости от количества спроса и предложения, открытые в 19 веке, не перестали действовать в нашу эпоху. Так что, все логично – учителей стало настолько больше, что их цена уменьшилась. Уменьшился и социальный статус. Они просто рабочие, гонящие свой план. Пусть даже это называется не производственный план, а учебная программа. А сопротивление материала присутствует и здесь, только материал этот немного специфический. Но сопротивление-то есть везде - и в деревообработке, и в педагогике. Последние предложения, скорее всего, вызовут гнев. Честно говоря, даже спорить не хочется, потому что, какое дело грозе, если на нее гневаются? Это объективность, данная нам в ощущениях, и истоки ее - в действии непреложных законов, которые в области социологии действуют точно так же неумолимо, как в экономике или физике.

Комментариев нет:

Отправить комментарий