понедельник, 21 июня 2010 г.

125. Не репатриант, а эмигрант1

Надо почаще с людьми общаться – вон сразу, сколько мыслей зароилось в моей голове после одной лишь лекции! С вашего разрешения продолжу то, что начал в прошлый раз. Про различение «репатриции» и «эмиграции».

Репатриция в Израиль отличается от эмиграции в какую-либо другую страну немногим, хотя и существенным. На первое время вы более-менее сносно обеспечены за счет пособия. Можно сказать, что это аналог «подъемных». В этом смысле, когда я понял, что в моем городе становиться слишком трудно и не видно перспектив, я предпочел уехать не в Москву, в которой, как известно, больше возможностей, а в Израиль только потому, что тут дают подъемные.

Что называется, на полях, замечу, что не это было главной причиной переезда, важнее было дать своим детям, представителям четвертого, критического с точки зрения репатриации в Израиль, поколения возможность выбора – где и как жить в будущем, потому что мне-то уже много не надо - мудрости, знаете ли, не по дороге со стремлением к стяжательству.

Во-вторых, тут для вновь прибывших есть специально организуемые курсы по изучению языка. Честно говоря, был в свое время очень удивлен удивлению нашей учительницы в ульпане, когда она узнала, что в России нет ульпана, т.е. занятий по освоению языка, для эмигрантов. Как будто, это где-то еще, кроме Израиля, есть! Но, может, читатели меня поправят, может быть, есть еще где-нибудь финансируемые государством курсы по изучению государственного языка? Я лично считаю, что это чисто еврейское изобретение.

Вот, пожалуй, и все отличия. Если не считать больше декларируемой, нежели проявляемой в действительности, заботы насчет содействия в трудоустройстве.

Во всем остальном, репатриация, действительно, является эмиграцией и я, честно говоря, был далек от мифологического представления о том, что Израиль является землей обетованной для всех евреев мира. Эдакий райский уголок, где тебя готовы не только накормить, одеть, приютить, но и расцеловать, чуть ли в попу, только за то, что ты принадлежишь, пусть даже, по хлипким основаниям, к титульной нации в этом государстве. Нет, тут, как и везде, человек человеку волк. Потому что эмигранты – это рост конкуренции, потому что это высокие налоги, потому что это, так или иначе, инфляция и, соответственно, рост цен.

Ведь мало кто обладает таким знанием, как С.Капица, о том, что ресурсов хватит на всех, только потому, что население на Земле перестанет расти, и все эти разговоры о скорой нехватке энергетических, продовольственных и иных ресурсов не более чем пропаганда, взятая на вооружение либо чиновниками международных организаций, либо политиками, заботящимися о минимизации своих усилий и, одновременно, об увеличении своих доходов. Это яркий образец того, как вместо того, чтобы решать проблему, проявляя воистину инженерный подход, люди создают «слона» - глобальную проблему, позволяющую списать свои недостатки на объективную невозможность что-либо кардинальное предпринять. Как видим, это проявляется на всех этажах общественной жизни – от обывателя-домовладельца, который откладывает необходимый косметический ремонт, до «вершителей судеб», занимающих высшие управленческие посты в государстве. Никому не чуждо человеческое. Из этого рассуждения, есть правда, одно полезное для жизни следствие – прежде чем обвинять других, надо попробовать понять. Ну, да и это сказал первым не я – пословица про соринку в чужом и палку в своем глазу красноречиво на это намекает.

Кроме макроэкономических причин ненавидеть эмигрантов, есть более чувственные, и, потому, весьма распространенные на бытовом уровне, вещи. У нас, чуть ли не на генетическом уровне, записано, мягко сказать, настороженное отношение к чужакам. Чужаки – это те, кто могут попрать взлелеянные многими поколениями устои, обычаи, ценности. Как бы не были близки по духу или по паспорту эмигранты - они чужаки. А эти, русские, еще и пытаются говорить на своем языке в общественных учреждениях и даже, между прочим, удивляются, почему их не понимают и почему не в каждом офисе есть толпа людей, которые только того и ждут, чтобы предложить свою помощь в качестве переводчика. Их уже так много, что чуть ли не в каждом мало-мальском городке они создали свою автономную инфраструктуру – свои магазины, свои больницы, свои библиотеки и синагоги. Если так пойдет, того и гляди, они создадут свои полицию и армию и, таким образом, построят свое государство в государстве! И это в благодарность за то, что мы их приютили!

Честно говоря, если вы попробуете посмотреть на это объективно, по возможности без эмоций, и замените названия одни на другие, то вы увидите, как в зеркале, одни и те же проблемы, которые возникают в любой стране с эмигрантами – будь то Германия с турками, Франция с алжирцами, Россия с выходцами из бывших союзных республик юга и запада и т.д. и т.п. А теперь вы, живущие в России, вспомните, как вы относитесь к эмигрантам из, скажем, Узбекистана, вспомните, что вы говорите о них на кухнях и вы поймете, что говорят здесь рожденные в Израиле о русских. И между прочим, средний образовательный или, вообще, интеллектуальный, уровень здесь не будет определяющим фактором. Людей разных везде хватает. Единственно на что надежда – так это на потомственную память, ведь предки наши, поскитавшись в своё время по миру, должны были записать какие-то полезные мутации в своих генах. Но, как говорят, на предков надейся, а сам не плошай.


продолжение следует

1 комментарий:

  1. "может быть, есть еще где-нибудь финансируемые государством курсы по изучению государственного языка?"
    В Германии, конечно.

    "тут, как и везде, человек человеку волк"
    В Израиле - более, чем везде, неприязненно относятся к чужакам - чужим по национальности, по религиозности, по стране исхода, по политическим убеждениям... И вовсе не из экономических соображений, умом каждый понимает, что иммиграция для страны - благо, просто сердцем не принимает ее качества. Но в критических ситуациях здесь "чужие" становятся "своими". Это удивительная страна.

    ОтветитьУдалить