среда, 3 февраля 2010 г.

13. Дежа-вю.


Старший. На берегу Средиземного моря, в полкилометре от границы с Ливаном.


Пошли старшего устраивать в школу. Школа у них это практически кампус – несколько зданий, просторный двор, здания соединены переходами, такими большими, что там располагаются классы, и, одновременно с этим они делят пространство таким образом, что в разных концах огромной площади можно заниматься своим, не мешая соседям. Всё это обнесено забором с воротами, охранником и замком. В углу огороженной территории располагается кафе, скорее буфет (хотя здесь разницы нет – всё равно только напитки, да лепешки, наполненные разнообразной начинкой), которое обслуживает посетителей по принципу «и нашим и вашим», т.е. один прилавок обращен на улицу, второй внутрь территории школы.
Коридоры похожи на стены туалета – примерно полтора метра плитки, дальше – побелка, на полу – серая плитка. Двери классов – железные, кое-где видны следы от сварки – приваривали петли. Ожили под воздействием этих «красок жизни» рассказы и предупреждения тех, кто говорил, что в Израиле дети - не сахар. Правда, в основном это были люди далёкие от образования, может быть, у них всё еще жила пасторальная картина их жизни, в их школе. Для тех, кто забыл, что такое детство школьного возраста, рекомендую перечитать рассказ Р.Брэдбери «Детская площадка». Так что школьники везде и во все времена агрессивные, жестокие, непослушные и т.д. и т.п. И, одновременно со всем этим, это самая благодарная публика. Их изменения настолько быстры, что ты фактурно, зримо видишь плоды, в том числе и твоего, труда.
Разговаривали мы с советником. С учителями, как нам объяснили, разговаривать не принято, так как они заинтересованы в новом ученике – нормативное финансирование, т.е. учителю платят в зависимости от количества учеников в его классе. Поэтому есть такая должность – советник. Думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что это аналогично нашему завучу. Она выразила сомнение в целесообразности прихода Кирилла в 10 класс (первый класс из трех старшей школы), потому что после каждого класса они сдают переводные экзамены, а за оставшиеся 4 месяца он не сможет, по ее мнению, освоить программу и параллельно выучить язык. Поэтому она предложила пойти в 9 класс (последний среднего звена), там выучить язык и потом на общих основаниях начать учиться в старшей школе. Второй вариант, который нас попросили рассмотреть – другая школа (подобие реального училища), в которой кроме обучения по программе школы идет еще и освоение профессии, например, кондитер, сварщик, парикмахер и т.д. Завтра пойдем посмотрим на месте, что это такое. Принимать решение в любом случае Кириллу, хотя мы ему и подсказываем, например, о возрасте, в котором он будет ходить и заканчивать школу. То, что тут на все заканчивают школу с аттестатом зрелости, наверное, все наслышаны. Частенько поэтому молодые люди уже после армии идут на курсы, сдают экзамены и т.д. А некоторые так и остаются без аттестата, начинают работать. Только не имеют права учиться дальше, в вузах.
Аттестаты у них разные. У них что-то вроде крЕдитной (ударение сюда, не путать с банковскими услугами) системы – ученик выбирает уровень изучения предметов, если потом сдает экзамен, то получает, помимо оценки, балл, соответствующий уровню. Сумма этих баллов, а также набор выбранных в школе предметов и оценки по ним определяют вуз, в котором может молодой человек продолжить своё образование. В итоге, всё решает внутренняя мотивация, но об этом, мне кажется, я уже говорил…
Вечерком (около 15 часов уже здесь применимо это слово – хотя светло, но дела тут делаются раньше, в 8 утра уже открыты все учреждения) пошли в супермаркет, который располагается практически за городской чертой. Наверняка местные туда пешком не ходят – слишком крут склон, по которому придется возвращаться, но нам, новеньким, это раз плюнуть. Лично меня он разочаровал, ничего, что заставило бы повторно проделать этот путь, там не было. Даже цены не ниже. А нам надо было найти малому штаны на физкультуру. Нашли в центре и весьма дешево - 40 ш. за двое штанов. Марк тут же сменил джинсы на штаны и мы продолжили путь. Ходить по магазинам более тяжко, нежели бегать многие километры, нашей маме же – напротив, от магазинов она не устает, а вот от ходьбы за 16 км в Нацэрэт-Илит уже и слышать не может – мрачные воспоминания встают у нее перед глазами. (От непродовольственных магазинов у меня впечатление не столь мрачное, но предпочёл бы снизить количество путешествий в них.)
Последний магазин оказался просто «уцененкой». Тут-то мы и оторвались – набрали всего понемногу, руководствуясь нашим – «халява». Но главное приобретение – набор из керамических банок с крышкой для кофе, чая и сахара – по-моему, весьма нужная в нашем хозяйстве вещь, потому что сахаром пользоваться из бумажного пакета прост неудобно.
Кстати, вспоминая сейчас этот магазин, ловлю себя на мысли, что что-то очень похожее я уже видел, может быть не наяву, а именно как-то в мыслях. Дежа-вю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий