четверг, 26 августа 2010 г.

177. Отцы и дети-4.

Невероятно, но факт – видимо, я должен идентифицировать себя с людьми волны начала 90-х. Романтические устремления к свободе. Не будем политизировать, может быть не той свободе, которую имели в виду эмигранты из-под только открывшегося железного занавеса, а просто, личной, индивидуалистической свободе – типа, кризис среднего возраста, когда хочется что-то кардинально поменять, снова ощутить себя свободным, могущим сделать что-то заново. Между прочим, многие в такое время предпринимают, ну просто, асоциальные поступки – разваливают свои семьи, например. По сравнению с этим, смена страны – не самый тяжкий грех. На мой взгляд. Особенно, если имеешь мировоззрение гражданина мира, которому страну сменить, что на соседнюю улицу переехать. Сами понимаете, гипербола – увлекся, хорохорюсь.

Да, но справедливости ради скажу, что не сам себя к той волне отнес – новые знакомые постарались. Как-то познакомился с одним - думаю, в будущем он станет моим коллегой по бизнесу в области образования, назовем его Н. Так вот, Н, как и все, начал со стандартных тут вопросов.

Итак, представьте картинку: вы пришли в гости, а там мальчуган. Что вы его спросите? - Сколько тебе лет? Ну, как дела в школе? Как отметки?

Так вот, уважаемые коллеги-репатрианты, будьте готовы к тому, что все представители русской диаспоры будут на вас смотреть как тот дяденька, пришедший в гости, на мальчугана. И не только смотреть, а задавать соответствующие положению вопросы – Откуда? О, и там тоже плохо? Если будете говорить, «хорошо», то получите вопрос не в бровь, а в глаз – «А чего приехали?». С интонацией, примерно похожей на московское «понаехали тут!».

Есть люди, которые всегда быстро реагируют и знают, что ответить, а есть люди, которые теряются, ляпают что-нибудь. Кстати, очень часто вторые по прошествии некоторого времени, как правило, уже после того, как ситуация отступила в прошлое, придумывают остроумный ответ, который бы мог очень подойти к тому случаю, что был. Эх, вот так и вот эдак надо было сказать!… После драки кулаками не машут… Есть, правда, способ и для них – тренироваться надо, заранее разыгрывать возможные диалоги. Кстати, наверняка, один из таких диалогов каждый из вас помнит из анекдота: останавливает машину гаишник и спрашивает водителя, прежде чем попросить «дыхнуть», «как вы себя чувствуете?» - «а вы что, доктор?». Отметим где-нибудь на полях, что лучший ответ – вопросом на вопрос.

Когда меня спрашивают «что приехал, если было хорошо», я до сих пор теряюсь. Теряюсь в выборе ответа. Например, можно сказать «а что, помешаю?». Но это как-то для мальчугана, отвечающего на вопрос дяди, невежливо, грубовато. Может он мне помочь хочет, а я его так отшиваю, не хорошо! Сказать «я человек такой – мне везде хорошо» - тоже плохо. Слишком оптимистично. Русский человек, особенно еврей склонен к печали. Простите, если режет слух, но, по-моему, это очень верно – и те и другие имеют грусть, возведенную в национальную идею, так что русский еврей - вдвойне русский, потому как вдвойне печален. Правда, возможно, у евреев эта печаль от мудрости, а не от безысходности, ну да и бог им судья. Поэтому, всякий оголтелый оптимист вызывает подозрение в целости рассудка, и такой бы ответ никак не способствовал бы дальнейшему сближению – скорее, прямо наоборот.

Тем не менее, рано или поздно и у старателя мелькнет золотишко, если достаточно много руды перемоет - нашел, как мне кажется сейчас, удачный ответ: «а что, тут мне плохо будет?». Обратите внимание, вопросом на вопрос! И вежливо, и заинтересованно, и располагает потенциального собеседника продолжать. Чудненько, одним словом!

1 комментарий:

  1. Все будет хорошо.... Никогда не принимайте жизнь слишком всерьез - вам из нее живьем все равно не выбраться.

    ОтветитьУдалить