Определения марксо-энгельсовское, что-то вроде «государство – это сила, обеспечивающая эксплуатацию одного класса другим» или советское «государство – власть трудящихся» уже не особенно работают, одно по причине затруднительного поиска эксплуататоров, второе – по причине отсутствия того самого государства, определение которого дается.
Владимир Путин: «Государство — это не нянька. Государство — это, прежде всего, аппарат принуждения, который создается для того, чтобы обеспечить равные условия для всех граждан страны, равные условия развития и достижения успехов[5]».
Одно, действительно, очевидно: государство – аппарат принуждения, сила, стоящая над отдельным гражданином, необходимая для того, чтобы он не позволял себе творить что-то, что доставит неудобство другим таким же членам общества. Бесспорно, для реализации этой силы нужны органы управления, центры принятия решений, грамотный, а главное, эффективный менеджмент. Далее неотъемлемыми атрибутами государства, наряду с органами управления, называются: географическая территория, население и владелец территории (видимо, имеется в виду народ, то бишь, опять же население). В современном мире население стало мобильным – не в глобальном масштабе, а, что называется, в частном порядке. Иммигрирует. Тем самым подчеркивают свою «непривязанность» к территории и к своим правам владения ею. Приезжают в другую страну, в другое, значит, государство и начинают жить по тем законам, в рамках другой системы принуждения, которые в ней приняты. Одно государство теряет своих сограждан, другое приобретает. Почти как покупатель и магазин – буквально, ногами голосует за или против внутренней политики, выбирая себе по душе «аппарат принуждения».
Какие выводы можно попытаться сделать из этих рассуждений про войны и государство?
Во-первых, слово «Родина» (именно с большой буквы) – не более чем идеологическая побрякушка. Если для вас это еще не так, рекомендую пройти самодиагностику на предмет наличия «стокгольмского синдрома» - симпатии жертвы к агрессору, ведь сказано же и подтверждено многократно, что государство – сила принуждения. Вам ведь жалко насильника, который неразумно тратит деньги налогоплательщиков, создавая их жизнь в этом государстве невыносимой?
Во-вторых, если сила есть, то, никуда не денешься, есть государство, его волей-неволей приходится признавать, как внутри, так и снаружи. Это ответ на вопрос есть ли такое государство, как Израиль, и почему нет такого государства, как Палестина.
В-третьих, в современном мире остались только националистические войны и век их уже не долог. Если захватнические войны велись вовне, то националистические ведутся внутри – прежние государства дробятся, мельчают. У этого процесса есть физический предел – ситуация, при которой город воюет с городом, как это было в период феодализма, в наши дни невозможна – население быстренько «слиняет» от вас таких драчунов.
В-четвертых, страны стали конкурировать друг с другом за человеческие ресурсы, подобно предприятиям, переманивая население и этот процесс будет только нарастать в будущем. Государства будут различаться не по языку, не по нации, а, в первую очередь, по условиям жизни.
Все это прямые следствия лишь одного очевидного факта: мобильность людей в результате достижений науки и техники возросла. Железные занавесы на границах рушатся. Если хотите, происходит очередная отмена крепостного права.
Между прочим, вместо того, чтобы пытаться насаждать демократию, стоит подумать о программе скоординированных усилий развитых стран, направленной на повышение уровня образованности и создание рабочих мест там, где растут корни мирового терроризма. А в случае, если невозможно действовать на территории таких стран, не опасаясь за жизнь «мессионеров», то надо дать возможность населению тех стран выехать. В свое время, отдавая приоритет образованию в деле общественного прогресса, создавали закрытее учебные заведения пансионного типа, чтобы традиционный уклад и обычаи семьи не входили в умах учеников в противоречие с наукой. Поверьте, образованный араб или выходец другого народа в так называемом конфликте цивилизаций, не будет кидать камни в сторону КПП и уж тем более призывать к насильственным действиям. Сейчас вы возразите мне, что лидеры современных террористических организаций в большинстве своем образованные люди и это не мешает им прикладывать усилия к развертыванию националистических войн. Но для них политика - это частный бизнес, как наркоторговля. Весь вопрос в социальной базе. Если каждому потенциальному боевику будет, где заработать свой кусок хлеба трудом, то навряд ли он пойдет убивать. А если у него будет на что, он запросто уедет в страну с более благоприятными условиями жизни.
На мой взгляд – Вы здорово все усложнили. Начиная с попытки определения терминов. Зачем пытаться сформулировать в одном предложении то, для чего нужно пару томов? Вроде понятий “государство” или “демократия”? Да покажите пальцем, и все дела.
ОтветитьУдалитьВойны всегда имели одну цель - банальный грабеж. Все остальное – объяснение для совсем уж идиотов, которым уготована роль пушечного мяса. Ну нельзя же сказать ”Я хочу власти и денег, поэтому ты пойди и убейся”? А вот умри за (веру, родину, коммунизм, вставание с колен…) легко. Список, кстати, вовсе не закрыт – можно творить и творить.
Люди добились производительности труда, при которой произвести быстрее и проще, чем отвоевать. Для особо буйных есть ЯО. Войны стали банально убыточны, вот и все.
Но это в центре цивилизации. На задворках по-прежнему весь набор – и религиозные, и даже гастрономические (в смысле кушают друг друга).
Государства сольются в одно. Этот процесс идет полным ходом во всех областях – финансах, науке, производстве, даже в военном деле. Не видеть этого невозможно. А вот отказаться смотреть – это да, легко. Особенно под водочку и патриотизм. Про патриотизм еще Лев Толстой написал – многословно, но доходчиво. Правда, в школьной программе этого почему то нет.
Насаждение образования – это и есть насаждение демократии. Это вообще практически одно и то же, спор про курицу и яйцо.
P.S. Многовато для коммента, но и Вы не слабо охватили :)
Николай СПб комментирует.
ОтветитьУдалитьНу нельзя же сказать ”Я хочу власти и денег, поэтому ты пойди и убейся”? А вот умри за (веру, родину, коммунизм, вставание с колен…) легко.Список, кстати, вовсе не закрыт......
Еще умри убей за демократию и за демократические ценности...И затопчи ногами до смерти своего президента. А мы в это время вашу нефть сосать будем))))
Что характерно – даже в СССР никто не подозревал “проклятых империалистов” в желании на халяву поиметь нефть. Говорили о военных тайнах, замученных неграх, мировом господстве и особой гордости советского человека в его широких штанах. Но никак не о нефти или газе. Янки воевали во Вьетнаме, грозили Кубе, пуляли по Арафату, была война в заливе – и полная тишина про нефть и газ.
ОтветитьУдалитьА теперь прорвало. А знаете почему?
Да знаете конечно, чего там.
Почему????
ОтветитьУдалитьТолько это тайна, ОК?
ОтветитьУдалитьКругом враги, а нам с колен вставать. И единственное, что у нас есть, на что вся надежда – это нефть и газ. Зато это самое ценное, самое лучшее, что есть в мире. И все нам завидуют, что мы стоим ра, т е с колен встаем.
Только не верьте, что кому-то нужна пожизненная власть и бабло. Такого не может быть.
Все дело в нефти, газе, и вставании с колен. Вперде.
А СССР не нуждался в нефти. Это был рай на земле. Все граждане это знали. А кто не знал, тот сидел.
А вот Гай Юльевич Цезарь в "Записках о галльской войне" писал, что война эта началась от скуки. Гельветы, мол,обустроились в горах нынешней Швейцарии, обросли жирком и заскучали. А потом часть их сожгла свои поселения, чтоб не было соблазна вернуться, и пошла в низины - воевать.
ОтветитьУдалитьНо я согласен с Николаем - в основе войн - всегда грабеж, отъем территории, ресурсов, подчинение людей противника, да и своих.Война сиюминутно решает многие накопившиеся проблемы. Объединяет людей под теми или иными знаменами. В каком-то смысле и религия - это форма войны.
ОтветитьУдалить