понедельник, 9 мая 2011 г.

Теория заговора

В этом году счастливо совпали по календарям израильские и российские праздники. И в том и в другом случае они посвящены прошлому, что навевает думы о былом, анализе минувших ситуаций. С большим удовольствием посмотрел документальный фильм Л.Млечина «Шестидневная война», в котором раскрыты причины превентивного удара израильской армии по развернутым для наступления коалиционным арабским военным силам. Что ж, в очередной раз видишь как продвинулось цивилизационное мышление – сейчас применение формулы «твой не друг может стать моим другом, а соответственно твоим врагом», столь широко распространенное в годы холодной войны и давшей миру трагедии или лишь потенциальные угрозы Кубы, Вьетнама, Ближнего Востока, не столь очевидны и не так хорошо волонтируют приспешников. Угроза «мусульманского нашествия», вызванная демографическими диспропорциями, которые к тому же имеют временный характер, сейчас больше предмет теоретических дискуссий, нежели конкретных военных конфликтов. Босния, в этом смысле, самая подходящая кандидатура для опровержения моего тезиса, но, согласитесь, пожар там был спровоцирован, в конечном счете, парадом суверенитетов, а национальная принадлежность большинства жителей явилась лишь поводом. Мир меняется – обобществляется, если хотите. Мобильность товаров, услуг, туристов, в частности, способствует взаимоузнаванию, первобытные страхи и разделение на «своих» и «чужих» постепенно изживаются. Конечно, хотелось бы побыстрее – «чик-чак» и готово, но так «только кошки родятся».

С учетом изменения мышления человечества в целом один феномен не перестает меня удивлять – многие его обозначают словами «теория заговора». Сторонники этой сказки для многих поколений взрослых время от времени меняют имя закулисных кукловодов – то это масоны, то жиды, то американцы, то мусульмане – «каждому времени свой овощ». По большей части распространители, вольные или невольные, этой идеи считают себя атеистами, не верующими в бога. В одну, видите ли, сказку они не верят, поэтому придумывают себе другую.

Не знаю, как у вас, но одна фраза из числа расхожих истин мне запала в душу – «пути господни не исповедимы». Обычно так высказываются люди, когда сталкиваются с невозможностью рационально объяснить какое-то событие или чье-то поведение. Другими словами, то, что не могут понять, «сваливают» на бога. Сторонники различных и многообразных теорий заговора делают то же самое – во всем, что не могут понять, обвиняют некий мозговой центр, который дергает за ниточки в разных уголках света. Налицо вера в некую силу, могущество которой превосходит все мыслимые их представления. Теперь скажите мне, какая разница, что мы назовем эту силу «бог», что «масонской ложей»? Поэтому и те, кто верит в бога, и те, кто верит в сверхъестественную силу, имеющую другое название, по сути, люди с преобладающим религиозным мировоззрением. Оговорюсь о том, что неслучайно выбрал слово «преобладающим», потому что, по-моему мнению, изменчивость представлений каждого индивидуума в процессе его взросления как и раз свидетельствует о том, что в каждый момент времени у человека в голове несколько картин мира одновременно – он просто выхватывает, как фокусник зайца из шляпы, ту, которая в данный момент времени кажется ему наиболее подходящей.

Теперь о самом главном, можно ли эти утверждения оспорить? Как это не странно звучит, нельзя. Картина мира, или мировоззрение, по-другому, на то и картина, что является целостной и, главное, внутренне непротиворечивой системой видения событий и явлений жизни. Как говорится, если бог на свете или его нет – науке это не известно. Поэтому споры между приверженцами, скажем, религиозной, научно-естественной или искусственно-технической могут вестись до определенного момента – до тех пор, пока в процессе мыслительной возгонки от частного к общему они не дойдут до аксиоматических основ своих представлений. В итоге, каждый останется при своем мнении. Спорить о несуществовании бога или комитета всемирных заговорщиков я уже устал, а главное, понял, всю бессмысленность этого, и, как только чувствую, что к этому идет, сворачиваю дискуссию.

И все было бы хорошо, если бы эти «новомодные» (с масонства или раньше?) верования были бы безобидными – ну, верит человек и верит, что плохого? Но спросите этих же приверженцев теории заговора об их отношении к традиционной религии, они с пеной у рта будут говорить, что это плохо, что это, например, тормоз на пути к прогрессу. Они даже не отдают себе отчет, когда говорят это, о комичности положения, в которое сами же себя с энергией, достойной лучшего приложения, вгоняют.

Знаете, чем страшен был для религии Дарвин? Он отмёл «божий промысел» - он недвусмысленно сказал, хотя, скорее всего, и не собирался изначально этого делать, что мы, люди, ответственны за свои поступки. Причем, здесь и сейчас. А до этого так нам было удобно думать, что это бог виноват, или «мозговой центр», или просто «вон те, что понаехали».

6 комментариев:

  1. ха-ха-ха. посмотрел википедию: "Любые попытки опровергнуть теорию заговора могут трактоваться её сторонниками как часть самого заговора. Например, можно утверждать, что эта статья написана членами всемирного заговора с целью скрыть истину."

    честное слово, я не член. но, член-то у меня есть)
    фу, сори за моветон

    ОтветитьУдалить
  2. Ну, Володя, что-то слишком многословно и заумно, хотя, кажется основную твою мысль поняла. Я не верю в бога и в теории заговора тоже. Мне только непонятно, зачем детей-то в религиозную школу определил?

    ОтветитьУдалить
  3. А почему собственно "отправил". Сами пошли. И что в этом такого. Дети должны знать "откуда ноги растут", в смысле историю и традиции своего народа.

    ОтветитьУдалить
  4. "зачем детей-то в религиозную школу определил?"
    лучше она, лучше.

    ОтветитьУдалить
  5. А лучше чем? Образованием? Отношением между друг другом? Напишите, итересно.

    ОтветитьУдалить
  6. еще напишите пож-та про ульпан-гиюр

    ОтветитьУдалить