Заезд наших «коллег» закончился, через стекло я показал большой палец лидеру, за что он скромно поблагодарил меня кивком головы, а нас уже пригласили в комнату для проведения инструктажа перед стартом. Нашими «соперниками» были молодые люди лет 18-ти, причем, большая их часть говорила на немецком языке и сопровождающие их сверстники-израильтяне весело и шумно переводили то, что инструктор, тоже юноша, рассказывал про флажки различного цвета, которыми регулируется движение на картодроме при возникновении внештатных ситуаций.
Дальше все было просто – надели одноразовые подшлемники, на нас, прикинув на глаз размер головы, одели мотоциклетные шлемы, и расселись по машинам. Карт – мотор «Хонда» на стальной, довольно широкой, раме с колесиками. На колеса одеты резиновые ленты для того, чтобы не подвергать износу сами покрышки. Всего две педали: одна - тормоз, другая – газ, коробка переключения скоростей отсутствует.
По одному, с небольшими промежутками, стартовали. И началось! Весьма неблагодарное дело пытаться словами описать тот восторг, тот драйв, который испытываешь, несясь по многочисленным поворотам, обгоняя конкурентов, входя в управляемый занос, сидя на трясущемся от минимальных кочек и выбоин бетонного пола миниатюрном кресле пилота карта. Бывали и столкновения – чрезвычайно неприятные секунды ожидания того момента, когда персонал растащит столкнувшиеся машины в стороны и ты снова сможешь лететь, нажав до упора педаль газа (задней-то передачи нет, а выходить из машины – дело непростое, да и опасное – того и гляди сшибут наезжающие вихрем сзади). В одном месте, где пологий поворот, тебя просто мимолетно поднимает в воздух, если попадаешь на невидимые глазом кочки, и какое-то время начинаешь ощущать приоритет смещающей тебя в бок силы центростремительного движения. Просто жуть, как хорошо!
Время заезда – всего 10 минут, но честно говоря, я вздохнул с видимым облегчением, когда увидел перед собой табличку «Last lap», предупреждающую о том, что остался последний круг – руки уже устали сжимать все время выпрыгивающий руль. Все завершилось, я отстегнулся, с облегчением встал с машины и с удовлетворением почувствовал, что правый бок уже не нагревается от тепла работающего мотора. Руки местами были выпачканы в резине от руля! Чего-чего, а садится за руль настоящей машины я бы предпочел немного опосля, руки тряслись от напряжения и усталости.
Покинув картодром, подошли к монитору со списком результатов заезда – я на первом месте! Оказывается, на трассе установлены камеры, которые автоматически замеряют время прохождения круга и на основе анализа формируют рейтинг по лучшей скорости прохождения. Да, это просто фантастика! После всего этого я всерьез задумался, а не купить ли абонемент на 11 поездок за стоимость 9 – всего-то 450 шекелей. Надо подумать…
Так как ехать на машине я все еще не мог, мы отправились в каньон, который, оказывается, частично работает, невзирая на то, что сегодня суббота – открыты ресторанчики-закусочные Мак-дональдс и другие аналогичные местные, а также некоторые магазины. В один из магазинов мы и зашли. Младший, который не любит ходить с нами в магазин, потому что его заставляют мерить то одно, то другое, на это раз был милостив и расслаблен от полученного от картинга удовольствия – поддался на уговоры и мы ему накупили массу одежды. Заодно досталось и мне, но самое главное – маме. Довольные и счастливые заглянули и в зал игровых автоматов, поиграли в «воздушный хоккей», прикупили китайскую простенькую модель самолетика и решили поехать в парк на берегу моря.
А я непроизвольно думал о том, почему так хорошо получается отдыхать здесь и почему так не получалось там. Возгонка мыслей привела меня к нешуточному выводу о том, что виной всему - сравнительная низкая минимальная зарплата в России.
Посудите сами – тут масса мелких предприятий именно в сфере услуг, досуга, «отсасывающие» излишки дохода. Но чтобы они были, должны быть, с одной стороны, излишки, с другой – простота регистрации малого предприятия. Благоприятный инвестиционный климат, о котором столько на словах говорят по российскому телевидению, это не привлечение заграничных крупных капиталов, а, в первую очередь, создание условий для развития мелкого предпринимательства. Мелочь гибка, пронырлива и быстра, за ней потянуться и крупные игроки. Но если мелким трудно, то и «крупняк» никогда не придет, сколько его не зови.
Теперь собственно о доходах. Если вы можете ставить на карт не «Хонду», а моторчик попроще, местной сборки, который обходится в разы дешевле, то да, вы можете платить людям меньше. Но вы должны понимать, что не только моторчики вы должны производить, а всё–всё-всё. Чувствуете? Попахивает натуральным хозяйством. В условиях информатизации, глобализации и взаимопроникновения рынка это даже теоретически перестает быть возможным. Выход один – необходимо платить минимальную зарплату сопоставимую с теми странами, где вы собираетесь покупать всякие мелочи, моторчик для карта – в качестве примера. Тогда люди будут готовы расставаться со своими деньгами, тратить их и, тем самым, финансировать деятельность мелких предприятий.
Есть такая в макроэкономике величина как скорость обращения денежной массы. В развитых странах, а Израиль из их числа, между прочим, на своем опыте убедился, скорость обращения в разы превышает аналогичный российский показатель. И широта рынка больше – в России деньги быстро обращаются лишь в сферах, непосредственно связанных с жизнеобеспечением – еда, одежда, другие сферы – в зачаточном состоянии. Почему? Нехватка средств у населения. А такой показатель как накопление на банковских счетах обладает, по крайней мере, двумя сторонами: с одной стороны, можно считать, что благосостояние растет, а с другой – это говорит о том, что население не видит, куда их тратить. Денежные средства «связываются», не обращаются. Потому что кому нужны кредиты на открытие своего бизнеса, если потом будут проблемы с потребителями его услуг?
Вас бы в правительство российское! ))) А вообще в России всё всем понятно, но коррупция... Это первое (но далеко не последнее)с чем надо бороться. Её масштабы удручают.
ОтветитьУдалить