Вчера на моей прежней работе в Тольятти проводился день открытых дверей. Кажется, первый раз за историю без меня. насколько я понял из информации, размещенной на сайте, организационный план мероприятия остался прежним. Немного «пробило» на ностальгию.
Тем более, что у меня всё начинает проходить более и более рутинно, а человека моего склада, стремящегося к изменениям, спокойная жизнь тяготит.
Вчера пошел на дополнительные занятия по ивриту. Этот дополнительный курс никак не связан с тем, что происходит в ульпане, и продекларирован как курс, направленный нам на помощь в интеграции в сферу занятости. Звучит просто ошеломляюще. Наверное, это мой первый пример перевода не очень простых понятий. Дело в том, что в разных языках понятия выражаются где-то более лаконично, а где-то менее. В иврите получилось всего два слова, поэтому, буквально подсознательно, желая подчеркнуть, видимо, свою компетенцию, хочется перевести так же двумя словами. Бытовым языком достаточно сказать, что это курс, где мы будем говорить о работе. Так что это что-то среднее между освоением языка и психологической, мотивационной поддержкой репатриантов.
На первом занятии, после долгих уточнений списочного состава, что продиктовано тем обстоятельством, что группа собиралась долго, к моменту начала уже многие закончили ульпан и начали работать – надо же деньги зарабатывать(!), попытались разобраться, зачем нам работать. Вопрос, как оказалось, далеко не праздный. Во всяком случае, для большинства людей пришедших туда. И первый же опрос «ты любишь работать?» это показал – если первые отвечали «нет», то ближе к концу, а спрашивали по кругу, стало очевидным, что большинство отвечает «да», преподаватель тогда снова повторил вопрос первым отвечавшим и тут выяснилось, что под незримым, но ментально, видимо, существующим, давлением мнение изменилось, и они ответили на тот же, но повторно заданный, вопрос уже утвердительно.
Как слаб человек! И как мы, люди, наивны, полагая, что большинство способно решать проблемы. Все эти голосования, направленные на измерение доли большинства, особенно когда есть возможность сделать предварительное зондирование мнения и, по ходу дела, давить на человека потенциальным результатом голосования, яйца выеденного не стоят. Честно говоря, именно эти наблюдения «по ходу» пробудили во мне любопытство к этому курсу.
Мы сообща набросали список результатов, которые нам дает работа: деньги, новые друзья-товарищи, возможность интеллектуального и карьерного роста. Там было еще несколько позиций, но, на мой взгляд, они мелкие и проистекают из перечисленных. Честно говоря, не густо. И, будь у меня такая финансовая возможность, я бы, конечно, не работал и одновременно от безделья дома не скучал - множество всяких интересов, до которых руки не доходят только по причине того, что львиную долю жизни приходится тратить на зарабатывание денег.
Недавно посмотрел документальный фильм про Т.Герцля, основоположника сионизма или, как он говорил, решения еврейского вопроса в Европе. Вопрос этот заключался в том, как избежать притеснения, погромов. А решение предложил он простое - надо дать им возможность уехать в место, где только одни евреи, т.е. создать еврейское государство. В конце 19 века, в эпоху существования метрополий и колоний, такое решение, действительно, могло получить оценку как экспансионизм. Честно говоря, этот документальный фильм подкупил меня своей непредвзятостью – после его просмотра у меня сложилось четкое мнение о том, что основоположник будущего государства был либо сумасшедшим, либо зацикленным на этой свой идее «фикс» (и то и другое, с точки зрения психиатрии, одно и то же). В качестве примера, можете себе представить, что вы, обычный, каких много, журналист и немного писатель, начнете, используя связи своих знакомых, добиваться встречи с кайзером Германии, чтобы попросить его предпринять дипломатические усилия с целью уговорить Турцию позволить на землях его колонии создать еврейские поселения? Параллельно с этим, через других знакомых, вести переговоры с турками о возможности продажи земель их колонии. Кстати, они, турки, были не против продать требуемое за 100 млн долларов (это цена начала века, сейчас это уже не те деньги!). понятно, что ни денег, ни милости от канцлера и султана он не дождался, но народ всколыхнул так, что таки его мечта, его идея «фикс», претворилась в жизнь.
Можно много говорить о Герцле, например, вспомнить, что он, пусть недолго, даже был членом немецкой молодежной фашистской организации, чуть ли не в самом начале реализации другой идеи, но надо вернуться к нашей теме, не так же просто я его упомянул!? Обратите внимание, все эти грандиозные мыслители, вы же, вспомнили уже всех(?), были достаточно обеспечены материально и могли бы жить в своё удовольствие, не работая. Но нет, они возможность не работать тратили на чтение книг, думали, искали выход своим силам, начинали вести организаторскую работу по претворению своих идей. Но они творили в области социального переустройства. А что происходило в области техники и изобретательства? По-моему, тут картина несколько другая – сдвиги в этой области делались людьми работающими. Они, работая, чтобы жить, думали о том, как уменьшить свои трудозатраты!
Что получается? Одни, имея «гроши», думали над революциями и социальными потрясениями, другие, зарабатывая себе на жизнь, думали о том, как, делая меньше, получать продукции больше. Ничего себе, разделение труда.
Я вот тоже, дали мне пособие на жизнь, вона чего – писать начал. На завод надо идти, пахать с утра до ночи, чтобы мысли дурацкие в голову не лезли)).
Комментариев нет:
Отправить комментарий