среда, 3 октября 2012 г.

Авто - страсть

Прошли те времена, когда за машину давали комнату в коммуналке или даже, бывало такое, как это невероятно звучит, даже однокомнатную квартиру. Думаю, что это было возможным в ситуации начавшегося административного развала, когда у кое-кого возможности присвоить находящуюся в оперативном управлении жилплощадь не было, а вот «обменять» на личный, уже принадлежащий тебе автомобиль – такая схема вполне была реальной. Было такое в те далекие конечные 80-е и начальные 90-е, когда становилось понятным, что деньги на глазах превращаются в бумажки, коими можно запросто оклеивать отхожие места. Пару-тройку лет народ жил в условиях галопирующей инфляции, которая доходила порой до фантастического сейчас значения в 20% в месяц на протяжении нескольких месяцев подряд! Возьметесь подсчитать годовую инфляцию, используя формулу сложного процента?

Это была эпоха смены экономического поведения масс – в условиях перманентного дефицита раньше люди копили деньги на всякий случай, вдруг, что подвернется, сейчас же вектор действий поменялся кардинально – только один вопрос был на повестке каждого дня: как быстрей потратить то, то еще осталось. Понятно, что зарабатывать деньги с той же скоростью, что и тратить, не получалось. На, как сами понимаете, хотелось. И многим. И наконец-то зажить по-человечески или хотя бы попробовать это сделать! Слово «спекулянт» хотя и сохранило негативный оттенок, но деяние, обозначаемое этим словом, уже перестало быть уголовно наказуемым. Все стали немножко аферистами или хотя бы страстно желали наткнуться на что-либо, что позволило бы им стать. И…как говорится, в жизни всегда есть место подвигу. Или по-другому, кто хочет найти себе приключение на …, тот его найдет.

Родственнице дали право купить автомобиль на заводе. Чтобы понять, что это такое – «право покупки», надо напомнить, что в условиях дефицита за счет этого права ты мог купить вещь по официальной цене, которая многократно была ниже рыночной, на, так сказать, вторичном рынке. Это феномен тех лет. Сейчас такое воспринимается как невероятное чудо, но, а инфляция в 20% в месяц – не чудо? А, тем не менее, доказательство этому можно легко найти в официальных документах (любая юридическая база, например «Консультант+», даст вам информацию о ставке рефинансирования Центробанка).

Денег у нее на покупку автомобиля не было. Деньги? Деньги тогда были уже мусором, а вот право покупки – высоколиквидным активом! А если добавить к тому же, что речь шла о праве покупки новой, а потому высокопрестижной модели, то вам станет более менее понятным, почему только за это право кто-то ей предложил аж 5 (пять!) автомобилей, правда, самой морально старевшей модели (кому интересно, 2105). Но ей хотелось 2107 - не новая модель, но еще престижная. В итоге, сбылась ее мечта, она получила 7-ку и деньги еще какое-то количество в придачу…

Почему вспомнил про это? Раньше, да и многие люди сейчас, воспринимают покупку машину как очень ответственное дело. Происходит это от того, что авто, так уж получается, становится членом семьи. «Ест» он столько же, но в отличии от других членов семьи, его можно выбирать! Но выбирают его, как будто он последний в жизни, так на нем и буду ездить много-много лет. А вот это, как раз, удается немногим. И мода меняется и финансовые возможности, да и автомобиль, не то, что человек, стареет быстрее и разваливается, порой, на глазах. И владелец, покупая в свое время как последнюю машину в жизни, меняет ее или вовсе отказывается от такого прожорливого собрата.

Родственница сделала для себя правильно, когда получила то, что хотела. 7-ка до сих пор у нее. «Маркетанить» с возможным целым автопарком она не могла, а доверять другим не хотела. Времена были неспокойные, за меньшее можно было расстаться с жизнью. В итоге, все обернулось к лучшему.

А для меня машина не вечна и далеко не член семьи. И если я нашел вариант, при котором расходы на это средство передвижения можно сократить, то я уже горд собою – и волки сыты и овцы целы. А вопросы престижа марки или чего-то в этом роде неосязаемого оставим другим.

В честь 2-хлетия эксплуатации своей здешней Субары, на которой я отмахал уже 22 тыс.км подготовил сводку затрат, опустив из таблицы сумму первоначальной покупки машины за 7 тыс.шек. (глядишь и продам через годик-))

год эксплуатации



наименование затрат
1
2
3
Общий итог
2 покрышки
600


600
бензин
5000
5805

10805
гос техосмотр
1460
1488

2948
замена стекла
350


350
масло для долива
50
90

140
мойка
50


50
оформление на почте
200


200
страховка
2650
2300
2396
7346
техобслуживание, ремонт
2040
1130

3170
Общий итог
12400
10813
2396
25609







1 комментарий:

  1. Отличная таблица. Для будущих новых репатриантов очень полезная инфа. Спасибо.

    ОтветитьУдалить