пятница, 22 апреля 2016 г.

Испания. 6

«Сила есть - ума не надо», но с другой стороны – «В здоровом теле – здоровый дух». Отношение к силе, как мы видим из поговорок, этих квинтэссенций мудрости предков, довольно противоречиво. Сила восхищает и пугает. Другими словами, вызывает сильные эмоции и уж никак не может оставить равнодушным. Отдельный, физически сильный человек, особенно, где-нибудь на пляже, выделяется на фоне других, средних, обращает на себя внимание. А что можно сказать о коллективно приложенной физической силе? Мы сейчас редко видим физическую силу группы людей – наши машины и механизмы делают за нас титаническую работу. Наверное, последними были бурлаки. Боюсь, среди живущих ныне, никто их воочию не видел. А картины, как и фотографии, не достаточно сильно затрагивают наши органы чувств и, потому, их воздействие на нас довольно ограничены. Для примера, когда смотришь кадры кинохроники фашистских факельных шествий, то задумываешься, неужели этого было достаточно, чтобы одурманить рядовых граждан? И сомнения обоснованы. Просто потому, что кино, хотя и является «важнейшим из искусств», тем не менее, и оно несовершенно и даже, более того, ущербно, практически, абсолютно несравнимо с реальными, сиюминутными ощущениями человека, находящегося в гуще событий.
Именно это мне пришло в голову, когда мы стали смотреть действо на улице под нами, находясь на балконе квартиры в Малаге в один из дней празднования в Испании страстной недели.
Не знаю, как в действительности, но по легенде праздника в костюмах ку-клукс-клана (костюм ККК – как я буду его писать впредь) со свечой в руке идут кающиеся грешники (точнее, в данном случае - грешницы). Они идут по краям проезжей части, как бы оттесняя зевак на тротуар - на самом деле все вполне дисциплинированы, кроме, разве лишь, детей, которые то и дело подбегают то к одной, то к другой фигуре в костюме ККК для того, чтобы подсобрать тающий и текущий по свече воск – у некоторых набирается внушительный ком величиной со снежок. В середине, временами проходит «смотрящий», что-то вроде бригадира-десятника, в руках уже посох, видимо, как символ более высокого статуса. Внимательно присмотревшись можно различить и более статусных братьев во Христе (понятно, наверное уже, что это религиозная процессия приверженцев католической церкви?) – во-первых, судя по росту (лиц-то через прорези для глаз не видно), это мужчины, а, во-вторых, на плаще сбоку видно что-то вроде вышитого герба.
Сопровождаемые по краям грешниками далее шествовали, чуть ли не строем, люди в расшитых золотыми галунами мундирах, потом «черные вдовы» (это единственное, что пришло на ум для сравнения – женщины в черных вполне современных офисных костюмах, т.е. с юбками до колена, черных чулках, черных туфлях, черными шляпами с черными же вуалями и с посохами в руках, верхние концы которых загнуты почти в форме окружности), черные кавалеры шли за «вдовами». А следующими шли, наверное, главные участники процессии. В белых рясах, с непокрытой головой, 8 колон тесно прижатых живот к спине друг к другу, первые – сложив руки на груди, то есть, не держа балки, 270 человек несли на своих плечах огромных размеров (5 на 8 метров, наверное) платформу, на которой была размещена скульптурная композиция религиозного содержания. Далее шел оркестр и замыкали шествие барабаны. Это скупое формальное описание.
Балки металлические, в сечении примерно 4 на 10 см, видимо, полые внутри. До платформы 15 рядов людей по 8, после платформы – столько же, по краям платформы – 15 человек с каждой из сторон (15х8х2+15х2=270). На платформе – скульптуры высотой до второго этажа, то есть во время носки – вся конструкция достигает в высоту метров 7 над землей, под платформой, видимо, множество подставок, на который конструкция покоится во время периодических остановок процессии. Вес, видимо, несколько тонн (2-3). Если представить, что ранее использовались не полые деревянные балки, то вес можно и удвоить.
Конструкция в целом получается внушительной. А теперь посмотрим как ее несут. Барабаны отбивают ритм, причем, не простой – сначала идет дробный «залп», как бы «лесенкой», а следующий «залп» уже точно в унисон. У меня даже родилось предположение, что разница в звучании дает возможность кающимся носильщикам определять, какую ногу надо двигать вперед – по аналогичному принципу «сено-солома». Но, что самое захватывающее, конструкция колышется в такт шагам! И это завораживает – огромная махина живет благодаря копошащимся под ней людишкам. Наш балкон был не так высоко, а с высоты метров 100, где уже не видно голов, будет казаться, что какая-то белая ожившая масса передвигает что-то, наверное, зрелище становится еще более невероятным. В стиле «Соляриса» Лема-Тарковского.
После того, как процессия, наконец, прошла, а происходило это не так быстро – впереди идущие останавливались, командиры били в колокол, укрепленный на брусьях, давая сигнал остановиться братии, они опускали платформу на «ножки», шумно поздравляли, видимо, друг друга с выполненной очередной миссией – преодолением, наверное, какого-то известного отрезка пути, потом раздавался опять колокол и платформа поднималась, сначала мерно начиная раскачиваться при маршировании на месте, а потом, начинала двигаться, влекомая людьми-муравьями – мы начали подумывать о том, как выбраться из нашего убежища и вернуться к машине – взять необходимые для ночлега вещи, да и переставить ее куда-нибудь на парковку до утра.
Не успели мы обменяться впечатлениями от увиденного, глядь, а уже показалась новая процессия, аналогичная первой, разве лишь на платформе уже другой сюжет – стоит богоматерь, в платье с огромным, практически на всю заднюю половину носилок искусно расшитым бархатным шлейфом и вся платформа залита светом множества огромных свечей. Соответственно, во время перерыва ношения платформы пара братьев без устали огромными шестами поджигают задувшиеся фитили свеч. И снова барабаны и снова 270 кающихся, только одежды уже другого цвета, видимо, с другого квартала. А-а-а! будет ли этому конец?! Ведь перейти улицу сквозь процессию хотя и можно теоретически, но практически мы не видели таких окаянных, да и, во-вторых, как можно глаз отвести от этого? И мы опять замерли на своем наблюдательном посту.
Долго ли, коротко ли, но и это прошло. Мы заметили, что народ с улицы начал расходиться – верный признак того, что на сегодня процессии закончились. Наше вынужденное заточение завершилось. (Дальше – неинтересно – взяли машину, переставили, все в порядке.)
Но, ребята, мощь человеческого коллектива, можно сказать, в самом ее низменном - физическом - проявлении, это – да! Солдаты в строю испытывают подобные же ощущения – мы – сила, наша поступь в ногу отдается эхом, если мы будем маршировать так по мосту, он не выдержит, наши враги должны трепетать. Военные парады сильно воздействуют на зрителя – колышуещееся людское море в едином строю – что может быть сильнее?! А громоздкая штуковина над их головами, поверьте, намного усиливает впечатление. Может, стоит предложить такой вариант министерству обороны?
Виденное нами было мощно, завораживающе, притягательно. Сила привлекает. Сила воодушевляет. Сила пугает, когда ты ей не принадлежишь. И ты начинаешь понимать, чуть ли не на своей шкуре, что подобные действа обладают огромной силой воздействия. И кадры хроники третьего рейха осмысляются уже более глубоко. И что творилось в душе евреев, которым предоставили выбор либо покинуть Испанию только с тем, что они смогут унести, либо обратиться в другую религию – на фоне подобных процессий, истоки которых, видимо, надо искать примерно в те же времена – и это становится понятным. Кому под силу устоять перед мощью такой?!
А еще приходят мысли про ответственность. Ответственность людей, которые порождают подобную коллективную силу.

немногие фото (неблагоприятные условия для съемки на обычный телефон) с процессий - здесь же 

PS: саундтреки оркестра, сопровождающего процессию, мы записали отдельно и теперь мы имеем возможность вспомнить настроение и насладиться заново.

Комментариев нет:

Отправить комментарий