четверг, 16 августа 2012 г.

Клио и Ралли


С большим удивлением обнаружил, что на одном из компьютеров, прямо непосредственно на рабочем месте, можно поставить русскую клавиатуру. Обнаружил я это, конечно, не просто так, а маясь от вынужденного безделья. Только это по большому секрету – начальники узнают, ай-ай мне сделают. По большому счету, это, конечно, не преступление, но …
И ни в коей мере, я не хочу бросить тень на завод, который мне дает средства к существованию в рамках моей личной экономической зависимости, которая, впрочем, носит общий характер на данном этапе развития социальных отношений. Просто, ввиду того, что технологическая цепочка нашего производства довольно длинная, на отдельных участках иногда временно выходят из строя машины, что приводит к тому, что на других участках воцаряется временное затишье, которое, как гласит поговорка, лишь является предвестником надвигающейся бури. Все, что не доделали сейчас, придется сделать попозже. А пока, пока спешить не в пору…
Во время перерывов дружно отгадываем сканворды, пищи для ума, впрочем, они дают мало - так, позволяют худо-бедно скоротать время за стаканчиком кофе и сигареткой в хорошей, впрочем, компании. В качестве пищи для ума употребляю в данный момент книжку Ницше «Так говорил Заратустра». Перед ней прочел другую книгу того же автора, в которой то и было, что восхваление до небес, весьма не умеренные и, я бы сказал, неуместные, дифирамбы самому себе и главному плоду своему. Так или иначе, но он добился своего – я взял в руки, по его же словам, эпохальное произведение.
Вот уже какую неделю маюсь, заставляя себя с упорством, достойного лучшего применения, продираться через совершенно безвкусно нагроможденные дебри ничего не значащих слов, пытаясь уловить хоть какую-то законченную мысль. Просто поражаюсь, как некоторые авторы последующих трудов сумели найти там, например, критику церкви. В некоторых предложениях это можно при большом желании угадать в иносказительстве брызжущего через абзац словом «сверхчеловек» главного героя, которого можно соотнести с автором, но, поверьте мне, нужно приложить непомерную массу усилий и фантазии, чтобы в этом что-то узреть. Ясно одно, на дыбу, будь я священником инквизиции, за такую «критику церкви» его бы не посадил – доказывать вину себе дороже, а ведь еще и допрос писать! Само же «центральное» понятие, с чем у нас и ассоциируется главным образом Ницше – «сверхчеловек», так и не раскрыто. Ведь нельзя считать многократное повторение чего-то его понятием?! Это больше смахивает на мантру.
Просто удивительно, как попадают в историю! Такой бред, что хоть святых выноси, ан, поди ж ты, один из философов. Пока ничего, кроме банального «мы – навоз истории, на базе которого взойдет суперчеловечество» домыслить за автора из его книжки не удалось. Но, видя ему было «в лом» написать об этом так просто и взамен он написал хренову тучу страниц. Я его добью, вдруг, у него все-таки что-то есть? Хотя, конечно, навряд ли, к чему ему было так шифроваться?
Вот, говорят современники, С.Дали частенько напоминал к месту и не к месту свою фамилию собеседникам и собутыльникам при всяком удобном и не очень случае. Может быть, поэтому и прославился. Надо отдать должное, еще раз съездив тут как-то в музей Ралли (к автомобильным состязаниям название не имеет отношения, хотя и пишется одинаково), сумел в этом еще раз убедиться, что что-то в его творчестве притягивающее все-таки есть… Долго думал, как написать про экспрессию, простите, если не удовлетворю вас: порыв, в движении. А, кроме того, все это еще и на изрядной примеси шокирующих «несуразностей» - выдвижные из тела ящички, слоны на жирафьих ходульных ножках. В целом получается неплохо. Если Дали все время рекламировал себя за счет преимущества короткой фамилии, то чем брал рублику Малевич? Не думаю, что успех заключался в выборе именно квадрата, вместо него могла быть и любая другая простая геометрическая фигура, кроме, быть может, шестиугольника.
Эти два примера, Ницше и Малевич, по-моему, больше свидетельствуют, что дело Нерона, стремящегося прославится любой ценой, живет и поныне. Возможно, приобрело более утонченные формы и более мелкие масштабы, но как принцип, создать нечто несуразное и, по возможности, глубокомысленное, сохранилось. Причем, чем дальше в будущее, тем более наши потомки будут предрасположены видеть в черном квадрате гениальность, недоступную пониманию масс – ведь надо же чем-то выделиться, например, тем, что я понимаю, а они не понимают, да и с другой стороны, если предки восторгались, значит, в этом что-то есть, а это значит, что, возможно, я чего-то недопонимаю. В общем, когнитивная петля будет все больше и больше играть на руку великим чудакам, или пройдохам(?), прошлого.
Кроме того, надо иметь в виду, что примерно в то же самое время было много и других художников, писателей и представителей прочих творческих дел, которые делали что-то вполне подобное. Идеи, как говорится, витают в воздухе эпохи. В свое время мне друг давал послушать некую рок-группу (название подзабыл, но он наверняка мне туту напомнит) – точь-в-точь Битлз, но не они. Одни остались в истории, другие канули в Лету. Кто-то скажет «повезло, такова судьба», кто-то скажет, что все дело в грамотно проведенном «пиаре», а истина… в вине)).

9 комментариев:

  1. Уважаемый Владимир, Вас ведь не смущает, что некоторых математиков понимают исключительно математики? Так вот и с Малевичем та же история – художникам он понятен.

    ОтветитьУдалить
  2. Позволю себе высказаться по этому поводу. В искусстве нет четких мерил. Все зависит от пиара. Всем известна история "Битлз" и понятно, что не спрашивали бы их друзья "записи Битлз" целыми днями, создавая искусственный спрос и интерес, то про "Ливерпульскую четверку" мы бы не узнали.
    С "Квадратом Малевича" (еще был "черный круг"и "черный крест") все напоминает историю про "голого короля", ведь если бы это полотно вышло из под кисти неизвестного автора, то стоило бы дешевле материалов. А так, все замечательно. Основоположник супремати́зма, великий Малевич пишет откровенную хрень, но никто не может позволить себе признаться в своем непонимании ценности данного полотна. Нельзя же признаться широкой публике, что ты ничего не смыслишь в новом направлении абстракции. =) Как так? Раз великий Малевич и его окружение говорит, что это шедевр, значит так оно и есть!
    Это примерно как религией. Одни придумали - другие поверили и с пеной у рта отстаивают.

    ОтветитьУдалить
  3. Та группа называлась The Birds...
    На Дискавери был фильм про дядьку подделывавшего картины современных мастеров. Фишка была в том, что он вносил в каталоги по которым определяется подлинность картины фото своих "произведений". И ничего - и экспрессия присущая мэтру X... и удивительная утонченность линий Y... были на месте, нарисованные краской из хозмага (!).
    Вот и думай после этого сколько там искусства а сколько тщеславия, глупости и тп.

    ОтветитьУдалить
  4. А вам не кажется, что просто у Малевича было всё хорошо с чувством юмора?

    ОтветитьУдалить
  5. А еще я читал рассуждения о том, какие художественные мазки на "том квадрате"...

    ИМХО - цены на "произведения искусства" есть результат негласных договоренностей между "участниками рынка". Примерно так же, как бумажные/электронные деньги считаются деньгами, пока в них "верит рынок".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это относится к любым ценам. Цена – это то, что вам готовы заплатить, и ничто иное. Только договоренности как правило гласные, в части цены.

      Удалить
  6. Начало (Inception), фильм 2010 года, просмотренный вчера, был, что называется, "сон в руку" - неплохая иллюстрация этого сообщения.
    одно только непонятно, как создатели фильма прокололись, не показав, что нужно делать с кубиком игральной кости или шахматным слоном, чтобы отличить сон от реальности.
    ну да, не без изъянов...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отчего же не показали - в самом начале фильма, когда ГГ пытается расколоть азиата, тот "раскалывает" всю "постановку" только фактом несоответствия коврового покрытия ожидаемому ощущению. Вся фишка в том, что владелец "оберега" точно помнит свои ощущения от реальной вещи - вес, цвет, поверхность и т.д. А тот, кто придумывает сон, этого не знает и не может в точности воссоздать. Именно поэтому ГГ не дает никому дотронуться до своего "оберега".

      Удалить
  7. У Куприна был рассказ про циркового артиста, который показывал прыжок с гирями: в полете бросал гири, и получался как бы взлет в середине прыжка. Директор цирка, профессионалы ахали. А номер провалился: публика просто ничего не поняла, да и понять не могла – ее же техника исполнения не интересует. Так и “Квадрат” – это пример для профессионалов. Если вы исследовали возможности игры формой, перспективой и цветом, вы поймете, в чем фишка. Грубо говоря, вы увидете там “смерть врагу, конец расчету”, сильно так.
    А иначе это как на письмена майя смотреть, смысла нет.

    ОтветитьУдалить