В свое время, в детстве,
не помню, где уж и вычитал, что развитие цивилизации подобно спирали со всё расширяющимися
кругами – то, что было когда-то, повторяется вновь и вновь, но на более высокой
ступени развития. Такое объяснение движения цивилизации совмещает в себе и
пессимизм и оптимизм одновременно – в одной стороны, что не делай, всё это уже
когда-то было, с другой – налицо прогресс, повторение хорошо забытого старого
не осталось в том же самом виде, оно шагнуло вперед по сравнению со своей
предтечей. Помню, меня поразила эта мысль, это было маленьким моим открытием. В
ознаменование этого события несколько рабочих ученических тетрадок было
украшено символом расширяющего господства человека.
Впоследствии это или
подобное ему изображение вызывало у меня, наверное, ностальгическую грусть о
детстве и, может быть, одновременно растерянность от сознания того, что
взрослая жизнь не дает уже тех сладких ощущении открытия, что были возможны
когда-то. Когда-то озарившая меня мысль утратила и свою новизну, а главное, и
саму непреложность истинности. Скептицизм стал преобладать.
Тем большее удивление я
испытал в одном из залов музея Израиля. Был один из ненастных дней декабря и,
чтобы не сидеть просто дома, мы отправились в музей. В ненастные дни, которых,
слава богу, не так много в Израиле, направление для микро-путешествия выдумать
действительно сложновато – всё здесь делается с прицелом на погоду хорошую,
солнечную, да и то правда, что ж обращать внимание-то на пару-тройку недель в
году, когда солнце скрыто за тучами? Поэтому выбор для недомоседов небольшой – либо
в торговый центр, либо в музей, потому как помещение, со всеми вытекающими,
главное из которых - тепло. Надо как-то попробовать еще оперу в качестве
развлечения или симфонический оркестр, но к этому надо готовиться заранее –
билеты, то – сё, это немного усложняет задачу выехать куда-нибудь спонтанно, не
загадывая.
Надо сказать, что я
раньше не практиковал походы в один и тот же музей. Посещения Русского музея, Пушкинского
не идут в счет, потому как они слишком, на мой взгляд, были разнесены по
времени. А тут – можно сказать, под боком, каких-то 150 км проехал и ты в храме
искусства.
Гуляешь по залам уже как завсегдатай и есть время уже более
внимательно отнестись к виденному уже тобою. Когда вы в первый, пусть во
второй, раз попадаете куда-то, то вполне закономерно, что вы чувствуете себя
немного скованно. Когда же вы приходите в «не помню какой» раз, то ваши
ощущения совсем другие. Так и тут, мы осмелели настолько, что разговорились с
одним из смотрителей. Он порекомендовал нам обратить свое внимание на картины,
мимо которых, наверное, мы несколько раз проходили, и посмотреть на технику, с
помощью которой они были созданы. Оказалось, что каждая картина, из нескольких
представленных в зале, при близком рассмотрении состоит из нескольких тысяч, а,
может, десятков тысяч, крошечных разноцветных пятнышек масляной краски. Неудивительно,
что ее делал мастер несколько лет! Эта техника получила название «микромозаика»
и была довольно модной с середины 18 века. Не знаю, видели ли вы что-то
подобное, но я такое видел впервые. И уж,
конечно, такую технику живописи невозможно рассмотреть на фото или еще каких-то
суррогатах, призванных заменить реальное присутствие у работы.
Именно, тогда, во время
созерцания скрупулезной работы художников давно минувших дней, я вспомнил
символ расширяющегося движения человечества, отзвук своего детства, чарующее
ощущение маленького открытия. Дело в том, что за полгода, может быть, до этого мы
с женой были в другом музее – Музее изобразительных искусств в Тель-Авиве, где,
в основном, представлены работы современных художников, по которым можно судить
о современных тенденциях, в частности, и в живописи тоже, так сказать,
отражение метаний и помыслов современников. Так вот, значительное место в
экспозиции занимали так называемые 3D-картины
– например, весьма реалистичные изображения ниш и внутреннего пространства стен
с трубами, кирпичами, рукомойниками, текущей водой (были и люди), но все это было нарисовано непосредственно на
стенах залов, хотя и создавало полную иллюзию реального. Мы все думали о том, с
помощью какой техники рисования это достигается. В итоге сошлись на том, что,
видимо, изображение с мульти-медиа проектора проецируют на стену, а потом по-пиксельно
цветом повторяют видимую на стене картинку.
Что получается? Да, та же
микромозаика, но только на другом витке развития! И, заметьте, на картину уходят
не годы!
Гегеля Вы в детстве читали. Закон отрицания отрицания. Трудное у Вас было детство))).
ОтветитьУдалить3D живопись – пиксели там не при чем, там нужно хорошее знание законов перспективы.
"хорошее знание законов перспективы" недостаточно, поверьте, тем более, что у меня художник под рукой. но за попытку вместе с нами разгадать технические приемы спасибо
УдалитьСвет и тень еще, но это очевидно.
УдалитьВот посмотрите:
http://www.youtube.com/watch?v=1GJW0hOpgWs
Очень наглядно, и заметен момент, когда мозг перестает обманываться.
В сети много видео самого процесса рисования, чаще всего карандашом. О пикселях и речи быть не может.
Да нет, Гегель тут ни при чем, это О.Кузнецова на уроках им объясняла теорию Маркса о развитии формаций. Володя, вспомнил?
УдалитьПро мозаичные картины. Еще в 19 веке был придуман пуантиллизм. Тоже такие пятнышки чистых баночных цветов. И - да, только хорошее знание перспективы в "3D живописи" (тоже художник) Вика
ОтветитьУдалитьВладимир,что давно не пишите?Увас все хорошо?А то уже соскучилась по вашим постам ;)
ОтветитьУдалитьДа уж, Владимир, писаните нечто такое угммм... острополитическое, жизнь-то идет, а вместе с ней и наше время...
Удалить