понедельник, 11 февраля 2013 г.

Копания и открытия.2


В свое время, в детстве, не помню, где уж и вычитал, что развитие цивилизации подобно спирали со всё расширяющимися кругами – то, что было когда-то, повторяется вновь и вновь, но на более высокой ступени развития. Такое объяснение движения цивилизации совмещает в себе и пессимизм и оптимизм одновременно – в одной стороны, что не делай, всё это уже когда-то было, с другой – налицо прогресс, повторение хорошо забытого старого не осталось в том же самом виде, оно шагнуло вперед по сравнению со своей предтечей. Помню, меня поразила эта мысль, это было маленьким моим открытием. В ознаменование этого события несколько рабочих ученических тетрадок было украшено символом расширяющего господства человека.

Впоследствии это или подобное ему изображение вызывало у меня, наверное, ностальгическую грусть о детстве и, может быть, одновременно растерянность от сознания того, что взрослая жизнь не дает уже тех сладких ощущении открытия, что были возможны когда-то. Когда-то озарившая меня мысль утратила и свою новизну, а главное, и саму непреложность истинности. Скептицизм стал преобладать.

Тем большее удивление я испытал в одном из залов музея Израиля. Был один из ненастных дней декабря и, чтобы не сидеть просто дома, мы отправились в музей. В ненастные дни, которых, слава богу, не так много в Израиле, направление для микро-путешествия выдумать действительно сложновато – всё здесь делается с прицелом на погоду хорошую, солнечную, да и то правда, что ж обращать внимание-то на пару-тройку недель в году, когда солнце скрыто за тучами? Поэтому выбор для недомоседов небольшой – либо в торговый центр, либо в музей, потому как помещение, со всеми вытекающими, главное из которых - тепло. Надо как-то попробовать еще оперу в качестве развлечения или симфонический оркестр, но к этому надо готовиться заранее – билеты, то – сё, это немного усложняет задачу выехать куда-нибудь спонтанно, не загадывая.

Надо сказать, что я раньше не практиковал походы в один и тот же музей. Посещения Русского музея, Пушкинского не идут в счет, потому как они слишком, на мой взгляд, были разнесены по времени. А тут – можно сказать, под боком, каких-то 150 км проехал и ты в храме искусства.

Гуляешь по залам уже как завсегдатай и есть время уже более внимательно отнестись к виденному уже тобою. Когда вы в первый, пусть во второй, раз попадаете куда-то, то вполне закономерно, что вы чувствуете себя немного скованно. Когда же вы приходите в «не помню какой» раз, то ваши ощущения совсем другие. Так и тут, мы осмелели настолько, что разговорились с одним из смотрителей. Он порекомендовал нам обратить свое внимание на картины, мимо которых, наверное, мы несколько раз проходили, и посмотреть на технику, с помощью которой они были созданы. Оказалось, что каждая картина, из нескольких представленных в зале, при близком рассмотрении состоит из нескольких тысяч, а, может, десятков тысяч, крошечных разноцветных пятнышек масляной краски. Неудивительно, что ее делал мастер несколько лет! Эта техника получила название «микромозаика» и была довольно модной с середины 18 века. Не знаю, видели ли вы что-то подобное, но я такое видел впервые.  И уж, конечно, такую технику живописи невозможно рассмотреть на фото или еще каких-то суррогатах, призванных заменить реальное присутствие у работы.

Именно, тогда, во время созерцания скрупулезной работы художников давно минувших дней, я вспомнил символ расширяющегося движения человечества, отзвук своего детства, чарующее ощущение маленького открытия. Дело в том, что за полгода, может быть, до этого мы с женой были в другом музее – Музее изобразительных искусств в Тель-Авиве, где, в основном, представлены работы современных художников, по которым можно судить о современных тенденциях, в частности, и в живописи тоже, так сказать, отражение метаний и помыслов современников. Так вот, значительное место в экспозиции занимали так называемые 3D-картины – например, весьма реалистичные изображения ниш и внутреннего пространства стен с трубами, кирпичами, рукомойниками, текущей водой (были и люди),  но все это было нарисовано непосредственно на стенах залов, хотя и создавало полную иллюзию реального. Мы все думали о том, с помощью какой техники рисования это достигается. В итоге сошлись на том, что, видимо, изображение с мульти-медиа проектора проецируют на стену, а потом по-пиксельно цветом повторяют видимую на стене картинку.

Что получается? Да, та же микромозаика, но только на другом витке развития! И, заметьте, на картину уходят не годы!

7 комментариев:

  1. Гегеля Вы в детстве читали. Закон отрицания отрицания. Трудное у Вас было детство))).

    3D живопись – пиксели там не при чем, там нужно хорошее знание законов перспективы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "хорошее знание законов перспективы" недостаточно, поверьте, тем более, что у меня художник под рукой. но за попытку вместе с нами разгадать технические приемы спасибо

      Удалить
    2. Свет и тень еще, но это очевидно.
      Вот посмотрите:
      http://www.youtube.com/watch?v=1GJW0hOpgWs
      Очень наглядно, и заметен момент, когда мозг перестает обманываться.
      В сети много видео самого процесса рисования, чаще всего карандашом. О пикселях и речи быть не может.

      Удалить
    3. Да нет, Гегель тут ни при чем, это О.Кузнецова на уроках им объясняла теорию Маркса о развитии формаций. Володя, вспомнил?

      Удалить
  2. Про мозаичные картины. Еще в 19 веке был придуман пуантиллизм. Тоже такие пятнышки чистых баночных цветов. И - да, только хорошее знание перспективы в "3D живописи" (тоже художник) Вика

    ОтветитьУдалить
  3. Владимир,что давно не пишите?Увас все хорошо?А то уже соскучилась по вашим постам ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж, Владимир, писаните нечто такое угммм... острополитическое, жизнь-то идет, а вместе с ней и наше время...

      Удалить