воскресенье, 1 февраля 2015 г.

Умный светофор

 За участком дороги между Афулой и Нацеретом (местное название Назарета) закрепилось прозвище «саргель», что в переводе означает «линейка», за то, что это чуть ли не единственная прямая дорога на севере Израиля. Насчет единственной есть у меня сомнения, особенно если рассматривать платное 6-ое шоссе в своей соответствующей части принадлежностью также северного округа, но, поговаривают, что пальма первенства точно была у него. С одной стороны он упирается в город Афула, с другой заканчивается подъемом по мосту и далее без вариантов ведет в тоннель, который выводит вас по кратчайшему пути в еврейский верхний Нацерет, таким образом, позволяя вам миновать собственно арабский город с практически тем же названием.
вид на мост с горы Свержения,
вдаль уходит "линейка" редко прямой  дороги
Мост этот и, соответственно, тоннель, прорезающий у основания гору Свержения, по-другому, она называется гора Прыжка — с нее Иисус по преданию спрыгнул, ускользая от толпы иудеев, озлобленных его проповедями в одной из назаретской синагоги и, тем самым, невредимый избежал избиения камнями, были построены сравнительно недавно, примерно в 2009 году, и призваны были дать альтернативу круто поднимающемуся в гору дорожному серпантину, чреватому дорожно-транспортными происшествиями. После этого серпантин, хоть и содержится в образцовом состоянии, потерял былое значение основной транспортной артерии и используется лишь местными жителями, живущими на противостоящей от горы Свержения горе, практически такой же высокой, но не столь знаменитой.
Таким образом, перед подъемом на мост, который поражает своими все увеличивающимися по мере приближения к перевалу опорами, особенно если смотреть на него издали, со стороны Афулы, был создан Т-образный перекресток, оборудованный светофором, ответвление которого дает возможность свернуть на горный серпантин, но для основного потока машин он является досадной помехой, особенно, если учесть тот факт, что водители, едущие из Нацерета, вынуждены притормаживать свои набравшие скорость на спуске машины в расчете на то, что им не удастся проскочить на высокой скорости светофор на зеленый свет.
Оставаясь рабом своей пагубной привычки к табакокурению, пару лет назад, еще до последнего существенного повышения цен на сигареты, я должен был предпочесть именно горный серпантин на том самом перекрестке, что у подножия подъема на мост, чтобы проехать к магазинчику араба, который торговал, не сильно афишируя, табаком на развес. Сейчас-то другие времена — табак на развес начали в открытую продавать на нашем рынке, так сказать, в шаговой доступности, но тогда и недалекая, за 16 км, поездка раз в 4-5 месяцев была оправдана.
В свое время, когда я проходил собеседование при поступлении на работу в элитное учебное заведение, меня спросили «А какое у тебя ведро на голове?». Вопрос был непонятен и требовал пояснения, которое потихоньку, не сразу, дошло до меня — имелось в виду, что человек смотрит на мир сквозь щели своего, индивидуального мировоззрения, сформировавшегося у него к настоящему моменту; оно может со временем меняться, но в каждый конкретный отрезок его жизни оно составляет его внутренне непротиворечивую систему устоявшихся взглядов и представлений об окружающем мире. Можно представить, что у человека на голову одето ведро с прорезями, если хотите, для глаз, и через эти щелочки он воспринимает действительность, но, и тут весь фокус, интерпретирует ее уже в соответствии со своим мировоззрением, как бы в пространстве ведра, одетого на голову. Тогда меня назвали гедонистом. Тоже, не самое понятное слово и, я помню, был в полном замешательстве, не зная, обижаться мне или гордиться, получив такой ярлык. Поэтому первым делом после возвращения домой я заглянул в краткий философский словарь, интернета, буквально под рукой, тогда еще не было. И, прочтя пару статей в словаре, выяснив тем самым значение этого «прозвища», я успокоился и даже в душе приосанился — весьма неплохо и довольно точно отражает суть. Пусть и ведра на моей голове.
Сейчас я бы назвал себя «мистер умеренность», хотя и гедонистические наклонности никуда собственно и не испарились. И в связи с этим я передвигаюсь на машине аккуратно, предпочитая заранее избегать возможных неприятностей, медленно подкатывать к ним, а не влетать в них чуть ли не на полном ходу. В частности, это проявляется и в том, как я подъезжаю к светофору — издалека пытаюсь спрогнозировать его переключение и предпочитаю лишний раз остановиться попытке его проскочить.
Так было и в тот раз, когда я пару лет назад ехал за табаком, и видя, что светофор показывает запрещающий сигнал для поворота налево, на серпантин, накатом, постепенно замедляясь, вышел на крайнюю левую полосу движения и сам по себе остановился, не доехав до стоп-линии добрых 2-х метров. Переезд стоп-линии является нарушением, а недоезд — нет, 2 метра погоды не делают, а мне было лень включать еще раз передачу, чтобы докатываться.
Стою, погода шепчет, птички поют, солнышко пригревает — хорошо! Минут через пять, правда, у меня появляется легкое беспокойство по поводу того, что светофор так и не переключается, давая полный простор стремительно спускающимся с моста машинам, проезжающим перекресток в прямом направлении. Тем не менее, нисколько не волнуясь, а даже фривольно начал фантазировать на тему, а что, если светофор вовсе не работает и я тут могу стоять хоть до вечера. Полет моих мыслей прервал автомобильный гудок машины , подъехавшей сзади, водитель которой, без сомнения, вознамерился, как и я, повернуть налево. Мысленно отмахнулся от него, потому что только слепой мог не видеть, что я стою на «красный свет», а слепые, во всяком случае, в массе своей, машины не водят. Тем не менее, он не унимался, все сигналил и сигналил. Игнорировать это стало невозможно, включил передачу и продвинулся на те несчастные 2 метра, что отделяли меня от стоп-линии, всем своим видом показывая, что сделал для нетерпеливого водителя, что сзади, все, что только мог в пределах известных правил дорожного движения. Буквально через полминуты светофор переключился на зеленый и я поехал налево, по своему маршруту.
Но ум, непроизвольно как-то, связал в причинно-следственную связь долгое отсутствие переключения светофора в то время, когда я не доехал до стоп-линии и, напротив, быструю смену сигнала, когда я к ней приблизился. И я тогда еще подумал, что, действительно, неплохо иметь перед светофором датчик, который фиксирует наличие машин и, тем самым, в автоматическом режиме корректирует работу светофора. Ведь сам по себе светофор довольно опасная штука, источник многих аварий. Он, конечно, лучше, чем вообще не регулируемый перекресток, но, так сказать меньшее зло, но, тем не менее, и не благо. Вот почему, где только возможно, отказываются от светофора, заменяя такой способ регулирования движения кольцевыми развязками. Но и кольца имеют ряд недостатков, главный из которых необходимость снижения скорости движения перед входом на кольцо. А светофор с корректирующим его работу датчиком присутствия машин это безусловно прогрессивное явление на дорогах. Интересно, это уже реализовано или лишь мои фантазии?
Недавно возвращался с празднования дня рождения внука и выбрал другую дорогу, не ту, по которой приехал, дабы посмотреть, может какие изменения вокруг произошли, благо, они происходят здесь сравнительно стремительно. Впереди, был поворот с трассы Хайфа-Тель-Авив. Поворот этот достаточно интенсивно используется, поэтому на перекрестке не одна, а две полосы отведены для машин, поворачивающих налево, кроме того, сам «карман» для ожидающих сигнала светофора, разрешающего поворот налево, весьма внушительной протяженности — скорее всего, под 100 метров. Я оказался почти у светофора, только одна машина непосредственно впереди меня и одна — впереди правее. Только минут через пять до меня дошло, что ожидание зеленого сигнала на этом обычно бойком перекрестке затянулось. После начавшихся раздаваться сзади автомобильных гудков я обратил внимание, что обе находящиеся впереди меня машины не доехали до стоп-линии. Гудеть в свою очередь я не стал. Поставил передачу на паркинг, дернул ручной тормоз, отстегнулся, пошел к водителю впереди стоявшей машины и попросил его немного продвинуться. Едва я успел, вернувшись, занять свое водительское место и пристегнуться, зажегся зеленый свет!
С одной стороны, был приятно удивлен, что схема «умного» светофора реализована, видимо, не только на мало используемых перекрестках, но и, наверное, на всех без исключения, с другой — был преисполнен чувством выполненного долга, особенно, когда подумал о том, что хвост машин, ожидающих зеленого сигнала наверняка не умещался даже в таком длинном кармане и они начали создавать помехи тем водителям, которые продолжали движение прямо. Да, можно сказать, что я разрулил потенциально опасную авариями ситуацию!

Все-таки, хорош гедонизм тем, что даже невысказанная никем похвала воспринимается как не менее реальная. Везде можно получить свою порцию кайфа.

9 комментариев:

  1. Спасибо вам, Владимир, что все еще пишите.
    Приятно иногда почитать хороший пост, лишенный так любимой многими чернухи .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. рад слышать, спс. жду, когда кто-нибудь подкинет идею, про что еще написать)) просто непонятно, про что нужно людям написать. в последнее время, правда, появилось пару дел - генеалогическое дерево рисуем на http://www.myheritage.com, да планируем вояж по Италии или Испании, где температура будет выше, а то, боюсь, замерзнем.

      Удалить
    2. Ну, смотаться - святое, благо от вас это в полторы копейки сделать можно

      Удалить
  2. Скажите Владимир ,а почему Вы так и не устроились в школу ?Что помешало ?И какие планы на будущее ?Что у Вас за машина ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, прикинул, что нет большого интереса, руководствуясь отношением ответственность\уровень оплаты. пока решил отпустить возжи, не торопить события, пожить для себя. глядишь, язык получшеет, глядишь, на заводе продвинусь или в школах клич бросят, как в 90-х, только давай, без всяких экзаменов, курсов, опять экзаменов. в общем, все хорошо у меня уже сейчас, а не в будущем и у меня нет желания лишать себя удовольствия в обмен на перспективу сомнительного будущего. я ж гедонист.

      Удалить
  3. Увидел Ситроен-5

    ОтветитьУдалить
  4. Владимир, я заметил, что тег И+ не имеет ссылок, что-то случилось?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. сам не знаю, почему не работает ссылка. не ко мне вопрос. а сейчас я вообще что-то забросил ставить тэги. может зря?

      Удалить
  5. Кстати, меня этот перекресток тоже откровенно бесит, доводится иногда мотаться в Назарет. Постоянно боюсь не успеть на зелёный, и там ещё некоторые придурки пытаются перестроиться в правый ряд. :-)

    ОтветитьУдалить